Прошёл год с момента слияния двух ведущих сервисов онлайн-заказа такси — Uber и «Яндекс.Такси». Это событие, по мнению российского издания Forbes, стало «сделкой года». Объединённая платформа оказала значительное влияние на рынок такси в России, Армении, Беларуси, Казахстане и других странах СНГ. В январе текущего года общая стоимость поездок через сервисы объединённой компании достигла 206 млн долларов.
Сегодня «Яндекс.Такси» рассматривает рынок Казахстана как второй по значимости после российского. Что это значит для клиентов и какие изменения нас ждут, рассказал Мушег Саакян, директор по международному развитию «Яндекс.Такси», в интервью «Капитал.kz».
— Какие преимущества дало объединение платформ «Яндекс.Такси» и Uber?
— От «Яндекса» мы получили передовые технологии: картографию, навигацию, поисковую систему, распознавание речи, компьютерное зрение и машинное обучение. От Uber — глобальную экспертизу в области онлайн-заказа услуг перевозки. Обе компании также разрабатывают технологии для беспилотных автомобилей. Объединив усилия, мы смогли создать устойчивый бизнес и превратиться из конкурентов в партнёров, что приносит лучшее из обоих сервисов на рынок Казахстана и способствует развитию транспортной инфраструктуры городов и регионов страны. «Яндекс.Такси» уже работает в 20 городах Казахстана, Uber — в трёх.
— Насколько сложной была интеграция систем?
— Объединение технологических платформ заняло более трёх месяцев, и сейчас мы завершаем этот процесс. Казахстан стал одним из первых, кто перешёл на объединённую платформу. На прошлой неделе мы подключили Алматы, Астану и Шымкент. Все прошло успешно, и пользователи довольны. Теперь машины приезжают быстрее благодаря общей базе водителей, что также увеличивает число заказов для водителей.
Мы распространили наш подход к безопасности и управлению качеством на водителей, подключённых к Uber. Все водители теперь подключены через таксопарки, что обеспечивает больший контроль. Это помогает исключить ситуации, когда заблокированный в одном сервисе водитель продолжает работать в другом, повышая надёжность и безопасность сервиса.
— Как это отразилось на финансовых показателях?
— Мы не раскрываем данные о прибыли. В Казахстане количество заказов через «Яндекс.Такси» всегда было значительным. В январе было сделано 62 млн поездок, и их число продолжает расти.
— Какие перспективы открывает объединение для Казахстана?
— Казахстан является крупнейшим рынком за пределами России, и мы планируем его расширять. Мы внедрим бесплатное страхование пассажиров и водителей, как это было сделано в России. Это не повлияет на тарифы и заработок водителей. Мы выбираем партнёров среди крупных страховых компаний Казахстана для запуска этой программы. Также планируем расширение в небольшие города и увеличение присутствия в существующих. Будем развивать программы поддержки парков по закупке новых машин, что повысит безопасность перевозок.
— Как технологические проекты, такие как «Яндекс.Такси», взаимодействуют с устаревшим законодательством?
— Обновление законодательства отстаёт от темпов развития технологий во всех странах. Мы обсуждаем с регулирующими органами правила, которые будут способствовать развитию рынка такси и онлайн-сервисов. Важно, чтобы водители и пассажиры были в безопасности, а водители получали стабильный заработок. В Казахстане мы видим активную работу властей и бизнеса в направлении цифровизации экономики, что позволяет надеяться на выверенные шаги в нормотворчестве.
— Как вы обеспечиваете комфорт и адекватность водителей?
— Мы постоянно совершенствуемся в этом направлении. У нас есть визуальный контроль качества автомобилей и мониторинг нагрузки водителей. Мы разрабатываем биометрическую систему, которая будет следить за состоянием водителя и советовать ему отдохнуть при необходимости. Система будет внедрена во всех странах до конца года.
— Как «Яндекс.Такси» планирует способствовать упорядочению рынка такси в Казахстане?
— Важно, чтобы регулирование таксомоторных перевозок учитывало современные реалии и способствовало развитию рынка. Государство и бизнес должны совместно определять правила игры. Мы готовы участвовать в диалоге и имеем большой опыт в этой области.
В Москве потребовалось пять-шесть лет, чтобы навести порядок на рынке таксоизвоза. В этом году «Яндекс.Такси» заработало в странах Евросоюза, и мы видим, что работать в стране с понятным регулированием легче и приятнее.
В Казахстане мы активно взаимодействуем с государственными органами, ответственными за развитие рынка перевозок. Мы принимаем на себя добровольные обязательства, которые не закреплены законодательно, что повышает стандарты рынка.
— Какие перспективы открывает сотрудничество с государственными органами?
— В России и других странах проводятся эксперименты, когда госорганы вместо автопарков пользуются услугами такси. Мы скоро запустим корпоративную услугу «Яндекс.Такси» в Казахстане и готовы участвовать в подобных проектах.
— Как вы видите будущее автомобильного рынка?
— Модель потребления транспортных средств меняется от личной к совместной. В больших городах личный автомобиль становится менее удобным. Такси и каршеринг становятся доступными и безопасными видами транспорта. Мы тестируем беспилотные автомобили, которые уберут зависимость от водителя. Будущее за совместным потреблением и отказом от личных автомобилей.

