Компания Froot приобрела известность благодаря проведению голландских аукционов на предметы роскоши, такие как смартфоны премиум-класса, среди участников, внесших символический взнос в $1. За год проект привлек $4 млн инвестиций, открыл офисы в США и Великобритании и планирует выход на рынки Турции, Филиппин, России, Мексики и Бразилии. Основатель Froot, Рула Райм, рассказал «Капитал.kz» о причинах такого стремительного роста.
— Вы продаете дорогие вещи по низким ценам. Это так?
— Да, пока что мы работаем именно так, почти год.
— Но это похоже на лотерею. Нужна ли лицензия?
— У нас были такие опасения, но в министерстве спорта и туризма нам объяснили, что наша бизнес-модель не подпадает под закон о лотереях. Если розыгрыши проводятся в маркетинговых целях, лицензия не требуется. Такая же ситуация в Турции, России, Мексике, Бразилии и на Филиппинах. В США закон более строгий — всего три пункта, и модель с подпиской на деньги считается лотереей. Но с запуском магазина мы отменим эту схему, участие в розыгрыше будет бесплатным для всех покупателей, и ежедневно будем разыгрывать 10 товаров.
— Вы хотите вызвать больше доверия?
— Мы хотим увеличить доход. Инвесторы ждут не операционной прибыли, а роста капитализации компании, чтобы затем продать свою долю более крупным инвесторам.
— Как дела обстоят сейчас?
— Пока мы убыточны и будем такими еще 3-4 года, так как все средства направляем на развитие: IT-разработки, выход на новые рынки, расширение штата.
— Лотерея была рекламной акцией?
— Отчасти. Начав работу, мы поняли, что можем собирать данные о клиентах, и начали тесты. Мы отправляли участникам почтовые рассылки с вопросом, готовы ли они купить товар, в розыгрыше которого участвовали, с годовой рассрочкой. 25% ответили положительно. У нас не было продукта, но мы поняли спрос и начали разрабатывать онлайн-магазин, маркетплейс, который будет работать на несколько стран, в отличие от kaspi или flip.
— Зачем мексиканцу казахстанский онлайн-магазин?
— Не зря упомянули Мексику, там наш магазин откроется в 2019 году. Мы провели кросс-анализ рынков, выявив ценовые различия. Например, у нас смартфоны дешевле на $120. Хотя доставка займет время, экономия в $100 — хорошая сделка.
— Что можете предложить Мексике, кроме китайских товаров?
— У нас есть партнер — крупный завод в Узбекистане, который производит электронику и бытовую технику. Качество отличное, а цены на 40% ниже китайских. Ниша noname-товаров очень перспективна. Наш проект будет стимулировать казахстанских предпринимателей создавать свои продукты. Можно размещать заказы в Китае, например, за $3 производить фитнес-трекер, добавив цвет и логотип, и продавать за $8. На Amazon так зарабатывают по $20 тыс. в месяц.
— Откуда глобальный масштаб ваших взглядов?
— Я изначально думал о геополитическом интересе крупных игроков. Восточнее Гринвича — Alibaba, западнее — Amazon. У каждого свои амбиции. Эти гиганты покупают стартапы, которые делают то, что им нужно, для расширения и защиты своих интересов. Наша задача — стать заметными и продаться.
— Насколько вы уже стали заметными?
— Казахстанская компания оценивается в $6 млн, это инвестиционная оценка. Американскую компанию мы оцениваем в $15 млн. Первые инвестиции, $1,1 млн, мы получили от казахстанского инвестора. Хотя у нас была только идея на бумаге. Я ошибся, обещав самоокупаемость за год, но инвестор понял, что это произойдет позже. Сейчас мы тратим около $100 тыс. в месяц, и в ноябре будем зарабатывать достаточно, чтобы покрывать расходы. Второй инвестор из Великобритании вложил $3 млн.
— Можете рассказать о внутреннем устройстве бизнеса?
— Я основатель, CEO и председатель совета директоров. Головная компания Froot LLC в США владеет всей интеллектуальной собственностью. Американская компания также владеет казахстанским ТОО Froot и 30% СП в Лондоне, которое курирует работу в Турции и на Филиппинах. Основной владелец — американская компания, ее владельцы — я и партнеры.
— Какие еще идеи вы реализуете в своих проектах?
— Мы стремимся решить две важные проблемы развивающихся рынков e-commerce: стоимость потребительских кредитов, которые мы хотим сделать на 25% дешевле банковских. Для этого мы заключили договор со швейцарским экономическим фондом, который разрабатывает AI для экономики. У них есть платформа по скорингу заемщиков, Xact, оценивающая около 40 параметров каждого заемщика. Оценка одного клиента стоит от $1 до $3. Второе — оптимизация времени и удобства доставки. В 2017 году казахстанцы потратили 115 млн часов на ожидание курьеров. Чтобы избежать этих потерь, мы предложим точки самозабора — локеры, откуда можно забрать товар в удобное время, что сократит стоимость доставки в 10 раз.

