Наследие пионеров казахстанского воздухоплавания
Компания Kazaerostat, основанная в 2006 году, изначально преследовала цель формирования команды для участия в международных мероприятиях и возрождения полетов на воздушных шарах над Алматы, как это было в 90-х годах. Значительный вклад в становление казахстанского воздухоплавания внесли его основоположники: Виктор Александрович Заганов, трагически погибший на одном из слетов воздухоплавателей, и Михаил Николаевич Литвинов, опытный главный тренер и инструктор, который, к сожалению, также ушел из жизни. Именно Михаил Николаевич передал команде Kazaerostat знания по технике пилотирования и принципам авиационной безопасности.
На заре своей деятельности компания Kazaerostat предлагала привязные полеты на воздушных шарах, участвуя в городских торжествах, таких как празднование Наурыза, а также в массовых гуляниях и мероприятиях республиканского масштаба. Участие в международных слетах воздухоплавателей в России в 2007 и 2008 годах подтолкнуло к идее о расширении спектра услуг. К этому времени флот компании насчитывал четыре воздушных шара. В 2009 году были привлечены инвестиции для приобретения нового оборудования с национальной символикой, предназначенного для представления Казахстана на международных соревнованиях. Принимая во внимание высокую стоимость воздухоплавания как вида спорта, команда приняла решение монетизировать свое увлечение, используя накопленный опыт.
Стоимость услуг воздухоплавания
В настоящее время Kazaerostat располагает тремя воздушными шарами для пассажирских полетов: один на 3-4 места, большой шар на 7-8 мест и романтический шар в форме сердца. Групповые экскурсии организуются на большом шаре, который функционирует как своеобразный "воздушный автобус" для тех, кто готов разделить полет с другими участниками. Для таких полетов компания предлагает скидки через купонные сервисы, например, Chocolife.me, снижая стандартную стоимость в 35 000 тенге до 17 500 тенге на человека. Для желающих совершить индивидуальный полет цена начинается от 100 000 тенге, при этом скидки не применяются. Шар в форме сердца предназначен для эксклюзивных романтических прогулок, и стоимость каждой такой услуги обсуждается персонально. Особое предложение для любителей острых ощущений – тандемный прыжок с парашютом с воздушного шара. Этот вид активности требует специального разрешения на высотный полет, поскольку прыжки выполняются с высоты 1500 до 2350 метров, в отличие от стандартных экскурсионных полетов на 300-500 метров. Прыжок совершается с опытным инструктором, который контролирует свободное падение и обеспечивает безопасное приземление. Отличительной особенностью прыжка с воздушного шара является отсутствие начальной скорости, что позволяет ощутить полное ускорение свободного падения, в отличие от прыжка с самолета, где парашютист уже движется со скоростью около 100 км/ч. Это уникальное приключение, сочетающее легкость полета на шаре с мощным выбросом адреналина от свободного падения. Из-за множества ограничений и необходимости тщательной подготовки, стоимость и детали таких прыжков оговариваются индивидуально.
Финансовая сторона увлечения небом
Изначально команда Kazaerostat функционировала как общественная организация, не ставя перед собой коммерческих целей. Основной мотивацией было заниматься любимым делом, совершенствовать навыки пилотирования и достойно представлять Казахстан на соревнованиях. Доходы от PR-акций и коммерческих полетов направляются на дальнейшее развитие. Для большинства членов Kazaerostat, имеющих свои семьи и основную работу, воздухоплавание остается скорее увлекательным хобби, объединяющим единомышленников. Поэтому точно оценить инвестиции, прибыльность или окупаемость вложенных средств сложно, поскольку системный бухгалтерский учет не ведется. Иногда деятельность приносит убытки, иногда – прибыль, но главная цель никогда не заключалась в максимизации дохода. За десятилетие работы удалось сформировать обширную клиентскую базу, и основным каналом продвижения является "сарафанное радио". Качественное предоставление услуг и искренние положительные эмоции клиентов служат лучшей рекламой. Сегодня Kazaerostat также активно использует социальные сети и YouTube-канал для своевременного информирования об услугах, предлагая жителям и гостям Алматы возможности для семейного отдыха, романтических встреч и корпоративных мероприятий. При этом, расходы на организацию и подготовку полетов, безусловно, требуют окупаемости.
Особенности воздухоплавательных полетов
Воздушные шары пригодны для полетов в любое время года, хотя зимние месяцы с более низкими температурами воздуха обеспечивают оптимальный режим для оболочки шара. Однако традиционно зимой спрос на полеты снижен из-за праздников и холодов. Пик активности приходится на весенний период, начиная с 8 Марта и Наурыза, и продолжается в течение всего лета и осени до ноября. Из-за нестабильных погодных условий в Алматинской области, особенно весной и осенью, не всегда удается удовлетворить все запросы на бронирование, поскольку сильный ветер и дождь делают полеты невозможными. Идеальных полетов не бывает, каждый полет уникален, но все сложности остаются заботой пилотов, зачастую незаметными для пассажиров. Ветер является ключевым ограничивающим фактором. Инструкция запрещает полеты при скорости ветра свыше 5 м/с, но на практике даже при 3-4 м/с команда тщательно взвешивает риски, так как посадка может быть экстремальной и некомфортной для пассажиров. Полеты также исключены при грозовой активности и в случае запретов от службы управления воздушным движением. Учитывая горно-долинный ландшафт, полеты проводятся преимущественно на рассвете или закате, когда наблюдается смена ветров. Днем горно-долинный эффект слишком выражен, что может унести шар в горы. Теоретически, полеты возможны везде, но на практике Kazaerostat руководствуется правилами использования воздушного пространства РК, имея предписанный район полетов в Ушконыре. В других регионах, например, в Караганде, команды имеют право летать над городом в своих выделенных зонах. Для полетов в других локациях требуется отдельное разрешение, которое для Алматы получить крайне затруднительно, хотя в прошлом полеты над городом были обычным явлением.
Безопасность полетов
Воздушный шар движется вместе с воздушным потоком, поэтому пассажиры не испытывают тряски или головокружения. Однако, следует помнить, что воздухоплавание, как любой экстремальный вид спорта, может иметь свои особенности при посадке, особенно при ветре, что иногда приводит к незначительным ушибам. Спустя 15 минут полета даже самые тревожные пассажиры забывают свои страхи, наслаждаясь панорамными видами. Воздушный шар эффективно помогает преодолеть аэрофобию. Уникальные горно-долинные потоки Алматы позволяют Kazaerostat, благодаря десятилетнему опыту, с легкостью взлетать и приземляться практически в одну и ту же точку, что делает полеты здесь особенно увлекательными как для новичков, так и для опытных пилотов и команды поддержки.
Источники вдохновения и будущие стремления
Воздухоплавание в Казахстане – это относительно молодое и развивающееся направление. Радует, что интерес к нему растет в различных регионах: воздушные шары уже активно используются в южных областях, в Шымкенте многие энтузиасты популяризируют эту услугу, в Караганде действует команда воздухоплавателей, а в Усть-Каменогорске друзья Kazaerostat активно развивают это направление в Восточном Казахстане. Kazaerostat поддерживает эти инициативы, осознавая бессмысленность конкуренции в столь нишевой сфере. Конечная мечта команды – повторить исторический полет Михаила Николаевича Литвинова, который в 2000 году совершил перелет из Алматы через горы Заилийского Алатау и приземлился на побережье Иссык-Куля. Этот полет требует исключительной подготовки, которой команда Kazaerostat обладает, а также амбиций следовать достойному примеру своего наставника. Воплощение этой мечты станет для команды истинным достижением и счастьем.

