Сегодня Шамиль Каспранов возглавляет производственный кооператив «Нектар», который более 23 лет работает на строительном рынке Актобе. В 2008 году за активную общественную деятельность и вклад в строительство ему было присвоено звание «Человек года Актюбинской области». На сегодняшний день ПК «Нектар» построил более 320 тыс. квадратных метров жилья, что эквивалентно 35 многоэтажкам. В последние годы темпы строительства значительно возросли. Однако, полвека назад молодой Шамиль вряд ли мог представить себе такой жизненный путь.
Квартирный вопрос
«Почему я стал строителем? В поисках квартиры я устроился на работу аппаратчиком на Актюбинский завод хромовых соединений (АЗХС, он же химзавод). Это было почти пятьдесят лет назад, в 1969 году, сразу после службы в Советской армии, когда у меня не было никакой специальности», — вспоминает Шамиль Каспранов. Днем он работал, а вечером учился в техникуме.
«Я проработал год, у меня появилась семья и ребенок, но своей квартиры не было. Мой друг, работавший на заводе железобетонных изделий «ЖБИ-70», сказал, что там ситуация с квартирами лучше. Я перешел туда в цех керамзитового гравия простым рабочим, затем стал мастером и инженером по новой технике. Работа нравилась, но квартирный вопрос оставался нерешенным. Когда цех только запустился, коллективу выделили 20 квартир, и я стоял в очереди 86-м. Жена ждала второго ребенка, и мы вынуждены были снимать жилье, даже землянку. Тогда я обратился к управляющему трестом «Актюбстрой» Алексею Мешкову, чтобы решить этот вопрос. Он предложил мне возможность, от которой я не смог отказаться.
В середине 1970-х годов в г. Алга (41 км от Актюбинска) на химкомбинате имени С. Кирова строился сернокислотный комплекс — Всесоюзная комсомольская стройка. Алексей Алексеевич спросил: «Какой у тебя состав семьи?» Я ответил, что трое, и ждем еще одного ребенка. Он пообещал мне трехкомнатную квартиру в Алге, если я поеду на стройку. Так я получил свою заветную квартиру, которая по тем временам была шикарной», — рассказывает Шамиль Каспранов, который работал на Алгинском химзаводе инженером пускового комплекса, а затем начальником бетонно-растворного узла.
После этого была работа главным механиком строительного управления «Алгазаводстрой», руководство алгинской ПМК-2115. В середине 80-х будущий бизнесмен окончил Алма-Атинский институт народного хозяйства по специальности «экономист». Без высшего образования руководителем стать было невозможно.
На закате советского периода
«Будучи начальником строительной организации, в Алгинском районе я построил четыре дома культуры, свинокомплексы и фельдшерско-акушерские пункты. После большой школы индустриального строительства мне было легко работать в сельском секторе, где объемы строительства значительно меньше», — объясняет председатель производственного кооператива.
В 1989 году Шамиль Каспранов возглавил управление производственно-технологической комплектации «Агропромстрой». Это подразделение снабжало все стройки области материалами: кирпичом, цементом, арматурой, железобетоном и прочим. В советское время существовали сильные интеграционные связи, и этот опыт стал хорошим подспорьем для Шамиля Каспранова в ведении собственного строительного бизнеса в постсоциалистический период.
Как рассказал бизнесмен, он узнал много нового. Строительство — это одно, а организация бесперебойных поставок материалов — совсем другое дело, которому нужно учиться.
Как появился «Нектар»
В 1991 году Советский Союз распался, а в 1993 году не стало треста «Агропромстрой». Шамиль Каспранов искал новую работу, и на горизонте появилась чешская компания Sineko, занимавшаяся отделочными работами в Актобе.
«Я увидел, как качественно работают чешские отделочники. Тогда впервые увидел подвесные потолки и гипсокартон. В компании стал заместителем президента, контролировал ход работ. Но понимал, что нужно заняться собственным бизнесом. Однажды знакомый предложил заняться пчелами. Мед — это выгодно. У него была пасека, и он жил припеваючи», — вспоминает Шамиль Каспранов.
Он посмотрел хозяйство друга: вагончик и 60 ульев. Попросил сделать себе то же самое. Вагончик прицепили к КамАЗу и отправились в Шымкент за пчелами. Вернулись и организовали крестьянское хозяйство «Нектар». Вагончик с ульями отправили в село Родниковка Мартукского района. За два месяца собрали полторы тонны меда, но понял, что это не его дело. «Я строитель», — заключает Шамиль Каспранов.
Начало большой стройки
Как строительный кооператив ПК «Нектар» начал работать с 1994 года. В областном центре оставалось много долгостроев, которые предприниматели не брали из-за отсутствия финансов. В 11-м микрорайоне Актюбинска планировалось строительство десятиэтажного дома по программе МЖК, но с развалом СССР оно остановилось, и дом признали аварийным.
«Несущие конструкции начали обваливаться, но вышло постановление, что такие объекты можно брать в доверительное управление. Надо было лишь написать заявление в акимат: „прошу такой-то объект отдать в доверительное управление…“ Ты его достраиваешь, продаешь и двигаешься дальше. Если не осилишь, объект отдадут другому», — продолжает Шамиль Каспранов.
Это был первый опыт ПК «Нектар» как частной строительной организации. Для реализации проекта кооператив воспользовался заемными средствами АО «Банк ЦентрКредит». В то время 1 миллион тенге были очень большими деньгами.
Затем было завершение строительства ресторана «Колизей», но на тот момент кооперативу не хватило средств и пришлось отказаться от объекта.
«Постепенно встали на ноги. Собралась бригада из 30 человек, и мы начали работать. Купили землю в районе областной типографии. Построили дом на 45 квартир. Так стали раскручиваться», — вспоминает председатель строительного кооператива.
Трудности были и есть всегда
В прошлом году компания сдала почти 47 тыс. квадратных метров жилья, или 600 квартир. Всего в Актобинской области в 2017 году сдано 792 тыс. квадратных метров жилья, из которых 12,8% — доля ПК «Нектар».
«Трудности в строительном бизнесе были всегда. В кризисные времена они ощущались остро: не хватало стройматериалов, не было большого объема строительства. Сейчас, кажется, проблем нет, но не хватает земли для строительства. Нам нужно ежегодно 5 га, которых у нас нет. В этом году планируется сдать 5 пятиэтажек, или 400 квартир. Можно было бы увеличить объемы, но приходится покупать право аренды земельных участков на аукционах, что влияет на себестоимость», — поясняет Шамиль Каспранов.
Шамиль Каспранов говорит, что конкуренция на строительном рынке большая. Он видит два пути для конкурентоспособности: предлагать хорошее качество и снижать себестоимость жилья за счет увеличения объема. В течение десяти лет стоимость реализации 1 кв. м остается неизменной (150—160 тыс. тенге), несмотря на рост цен на стройматериалы.
«Например, ИП строит в год один дом на 45 квартир, а я — 500. Строительство идет как на конвейере. Первый дом готов к сдаче, на втором идут отделочные работы, на третьем завершается строительство, на четвертом заливается фундамент, под пятый роют котлован. Это удешевляет строительство. И если ИП продает по 160 тыс. тенге за кв. м, то я могу снизить цену до 140 тыс. тенге», — резюмирует Шамиль Каспранов.

