Соучредитель сети кофе-баров Salem Аят Азимов поделился с «Капитал.kz» историей роста бизнеса от начала до франшизы.
Сегодня сеть Salem включает 6 собственных и 11 франшизных кофе-баров в Шымкенте и других городах Казахстана. В ближайшем будущем планируется открытие еще трех заведений в стране, а к концу года — удвоение их числа и выход на международный рынок. На данный момент компания в кофейном бизнесе всего два года.
Удачный выбор времени
Первый кофе-бар открылся в Шымкенте в марте 2016 года. Аят Азимов вместе с другом Максатом Аманмурадовым и родственником Данияром Мамирхановым решили заняться кофейным бизнесом в конце 2015 года, когда работали на нефтедобывающем предприятии в Атырау. Идея витала в голове Аята давно, вдохновленная атмосферой европейских кофе-баров, которые он посещал.
«В Шымкенте тогда уже были кофейни, но формат кофе на вынос практически отсутствовал, — вспоминает Аят. — Это напоминало Америку 80-х годов до прихода Говарда Шульца в Starbucks. Он изменил кофейный бизнес, внедрив систему „кофе на вынос“, что позволило компании стать мировым лидером». Шульц и его компания стали вдохновением для создателей Salem.
Быстрый выход на безубыточность
На открытие первой точки было потрачено 7 млн тенге. Аят взял кредит, а у партнеров были собственные накопления. Все трое стали соучредителями компании. Первоначальные затраты оказались высокими из-за отсутствия опыта и недостаточной информированности, что привело к покупке дорогого оборудования.
Тем не менее, кофе на вынос начали активно покупать с первых дней. Удачное расположение в центре города сыграло ключевую роль, обеспечив 70−80% успеха. В результате, точка достигла безубыточности в первый же месяц. В ноябре был открыт второй кофе-бар.
Создание нового бренда
Третья точка открылась в июне 2017 года под новым брендом Salem. Изначальный бренд Global Coffee представлял собой смесь мировых ингредиентов, но с ростом местных компонентов было решено создать национальный бренд. Сегодня 13 из 17 точек работают под брендом Salem, конкурируя с собственным предшественником.
Развитие через франшизы
После запуска бренда Salem кофе-бары стали открываться каждые два-три месяца, что было обусловлено ростом спроса. Большая часть точек — это франшизы. Распространение франшиз стало основной целью компании. «Мы не можем позволить себе открывать филиалы, как крупные компании, — объясняет Аят. — Поэтому мы привлекаем инвестиции через франчайзи, обучаем их и предоставляем всю необходимую документацию».
Монетизация бренда
Сегодня франшиза Salem стоит 750 тысяч тенге, а с следующего месяца цена увеличится до одного миллиона. Франчайзеры уверены в ценности передаваемых знаний и опыта. Встречающиеся более дешевые предложения Аят считает недобросовестными.
Рынок и планы
За два года компания продала 11 франшиз по Казахстану, что считает большим достижением. Заявки на франшизы поступают из России и Узбекистана. По оценкам, Salem занимает 60−70% рынка кофе на вынос в Шымкенте. Основные преимущества компании — это низкие цены, выгодные акции, широкая клиентская база и постоянная работа над продуктом.
Выход на международный рынок
До конца года компания планирует продать 10−20 франшиз и выйти на зарубежные рынки. Основатели Salem уверены в росте культуры потребления кофе в Казахстане, что открывает новые перспективы для бизнеса.

