Вход

Продуманная провокация казахстанского стартапа

18 апреля 2018 10:00

От Pootin'а до Дублина

Казахстанская команда разработчиков Codebusters стала известной на международной арене и получила предложение о работе благодаря тщательно спланированной акции. В середине февраля, когда в нескольких странах, включая Казахстан, было заблокировано приложение GetContact, известное как сборщик личных данных, казахстанские программисты представили альтернативную версию программы, которую назвали Pootin. В первые дни она обошла по количеству скачиваний WhatsApp и Telegram, и за месяц её загрузили 800 тысяч пользователей по всему миру.

Зачем программистам рисковать с личной информацией, и как приложение Pootin помогло им заявить о себе на мировой арене, рассказал Мурат Алиханов, генеральный директор и основатель команды Codebusters, изданию «Капитал.kz».

Силиконовая долина в яблоневых садах

Офис Codebusters выполнен в лучших традициях Силиконовой долины. Это большой дом в предгорьях Алматы, с красивыми видами и свежим воздухом, множеством комнат для работы как в команде, так и в одиночестве. Спартанская обстановка, которая не отвлекает от работы. И, конечно, множество компьютеров.

В первую очередь интересует, почему появилось приложение Pootin. Какой смысл привлекать внимание к программе, которая часто вызывает негативную реакцию, поскольку делает публичными данные пользователей? «Когда вы напишете о нашем приложении, многие читатели тоже будут недовольны. Через это приложение можно раскрыть информацию, которую обычно скрывают: измены, получение взяток, болезни. Мы создали аналог GetContact, но позиционируем Pootin как социальную сеть. Мы планировали внедрить анонимный чат, но не успели: Apple убрал нас из App Store, — говорит Мурат Алиханов. — Мы не придумали это приложение сами, мы его адаптировали. В этом нет ничего плохого, в Казахстане нет оригинальных проектов, и в ближайшие 5 лет их не будет. Любой успешный стартап заимствован и скопирован. В интернете не стыдно копировать, стыдно изобретать велосипед, когда умные люди уже предложили решение на большем рынке».

Во многих странах неприкосновенность персональных данных охраняется законом. Почему же Codebusters создали продукт, который с моральной точки зрения двусмыслен? «Мы получали данные только с разрешения пользователей. Им приходило уведомление, что они делятся с нами своей контактной информацией, контактной книгой. Пользователь может решить, давать или не давать согласие, — говорит Мурат Алиханов. — Для нас это было экспериментом и получением нового опыта. Мы умеем программировать, но нам негде было получить опыт вирального роста, работы под давлением. Мы решили, что, если создадим аналог GetContact, сможем использовать навыки, которые раньше не использовали. За неделю наши серверы выдерживали нагрузку 300 000 пользователей в день. Мощности пришлось увеличивать 2-3 раза в день. Это опыт работы быстро растущего стартапа, и это положительный опыт. Приложение простое, мы сделали его за полдня. Но хайп был настолько велик, что о нас узнал весь мир».

Популярная программа дала новый профессиональный опыт

Какие новые навыки получила команда? «Теперь мы знаем, как быстро масштабировать сервис. Нам приходилось выполнять задачи за час, которые обычно занимают 8 часов. Мы выросли в поддержке серверной инфраструктуры, качестве кода и его оптимизации, — говорит Мурат Алиханов. — Мы выросли в технологическом плане и как аналитики. Мы живем в мире, где решения основаны на числах, и мы в этом прокачались. Мы изучали поведение пользователей, когда их 10 тысяч одновременно в приложении. Приложение при этом падало, и мы должны были что-то делать! Следующий наш сервис будет качественнее».

Стала ли команда Codebusters дороже после работы с приложением Pootin? «Эта история мало что изменила. Мы остались теми же, но получили больше экспертизы и знаний. До этого нас знал только казахстанский бизнес, а теперь обращаются со всего мира. Мы сознательно пошли на это. Люди пишут: „О, какие вы крутые, а можете делать то и то?“ Так что приложение Pootin вышло в нужное время в нужном месте, — говорит Мурат Алиханов. — Нас критиковали крупные digital-компании, мы вступили в интеллектуальную дуэль с государственными органами, которые хотели нас заблокировать. Все думали, что это наш основной проект, на котором мы хотим заработать. О заработках скажу отдельно: мы могли бы достичь дохода от рекламы около $10 тыс. в день, но из-за блокировки остановились на $1 тыс. Реклама в Казахстане дешевая — в 3 раза дешевле, чем в России. Американский рынок дороже в 15 раз. Для нас это был тренажер для быстрого роста команды. Сейчас мы на грани выхода на мировой рынок разработки ПО, открыли филиал в Дублине».

Учитывая потенциальные риски для персональных данных в интернете, «Капитал.kz» попросил универсальные советы. «Что касается персональных данных: делитесь только теми данными, которыми не боитесь делиться. Всегда смотрите, какие права даете приложениям. Приложения всегда явно спрашивают, — говорит Мурат Алиханов. — И будьте осторожны в публичных Wi-Fi. Навыки программиста позволяют снифить (подслушивать) данные, которые проходят по сети. Поэтому не советую платить в кафе онлайн-картой».

Источник