Недавно KMG International, компания, приобретенная «КазМунайГаз» в Румынии, представила финансовые и производственные результаты за прошлый год. Операционная прибыль (EBITDA) увеличилась на 20% по сравнению с 2016 годом и достигла $242 млн, что в три раза больше уровня 2012 года ($79 млн). Чистая прибыль за 2017 год в шесть раз превысила результат 2016 года и составила $80 млн, тогда как в 2012 году показатель был отрицательным (минус $208 млн). Rompetrol стал примером успешного выхода казахстанского менеджмента на новый рынок с другими условиями работы. Журнал «Капитал.kz» обсудил с представителями компании особенности работы на международном рынке и успешность инвестиций КМГ.
Завод: высокая степень автоматизации
KMG International владеет нефтеперерабатывающим заводом Petromidia — крупнейшим и модернизированным НПЗ в Румынии, а также заводом Vega и нефтехимическим комплексом Petrochemicals, являясь единственным в стране производителем полимеров. В период 2012-2017 годов на предприятиях было переработано 29,7 млн тонн сырья. KMGI также управляет сетью АЗС в Молдове, Грузии и Болгарии.
Завод Petromidia, построенный в 1972 году, прошел модернизацию в 2012 году и с тех пор увеличил производительность с 3,8 до 5 млн тонн в год. В 2017 году компания переработала 5,6 млн тонн сырья, что на 5% больше объема 2016 года.
Инвестиции КМГ в пять установок на заводе Petromidia составили около $450 млн, что позволило увеличить мощности НПЗ и улучшить экологический стандарт топлива до Евро-5. Глубина переработки составляет 94,6%, а выход светлых нефтепродуктов — почти 87%. Себестоимость переработки сырой нефти снизилась с $28 до $16 на тонну.
Автомобильное топливо: баланс между дизелем и бензином
В Румынии потребление дизельного топлива и бензина составляет 6−7 млн тонн в год. Рынок автомобильного топлива делят между собой четыре крупнейших игрока: OMV Petrom, LUKOIL, KMGI и MOL. Основной лидер — OMV Petrom, производящий более 4 млн тонн топлива в год. KMGI выпускает 5,6 млн тонн и занимает около 30% внутреннего рынка.
Производители топлива учитывают баланс между дизельными и бензиновыми автомобилями, поскольку это влияет на структуру производства. В кризис 2007—2010 годов более 20 заводов в Европе обанкротились из-за узкой специализации.
Сектор розничной торговли в Европе демонстрирует значительный рост. «Мы, как часть этого сегмента, также видим результаты, модернизировав завод и сделав его гибким к изменениям на рынке», — отметил Алмас Лепесбаев, вице-президент по финансам и рискам KMG International.
В 2016 году Rompetrol произвел 2,5 млн тонн дизеля, однако в прошлом году завод Petromidia больше ориентировался на производство бензина.
Единственный производитель в стране
Битум пользуется большим спросом на внутреннем рынке Румынии. KMGI — единственный в стране производитель битума, выпускаемый на заводе Vega в Плоешти. Производство покрывает 25% спроса в Румынии, увеличившись более чем в два раза с 2012 года.
KMGI также является единственным производителем полимеров в Румынии. Производственный потенциал нефтехимической части завода Petromidia превышает 200 тыс. тонн в год.
Нефтехимическая часть интегрирована с НПЗ и представлена тремя установками для производства полиэтилена и полипропилена. В последние годы производятся новые сорта, более прибыльные и востребованные на рынке.
Запуск модернизированной установки для полиэтилена высокой плотности запланирован на 2018 год, что позволит диверсифицировать портфель нефтехимических продуктов.
Основные источники дохода компании
Розничная сеть приносит не менее $150−160 на тонне продукции, несмотря на снижение цен и маржи. Продукты нефтехимии приносят более $200, что делает это направление привлекательным для развития.
«Даже если мы сократим производство бензина и дизеля, через нефтехимию мы сможем поддерживать маржу на уровне более $200», — отметил Алмас Лепесбаев.
Компания уделяет внимание реализации нетопливной продукции, что приносит до 40% от общей маржи в Европе.
Экономия благодаря морскому терминалу
Построенный морской терминал в Черном море позволяет KMGI упростить логистику и экономить на поставках нефти. Буй, расположенный в 9 км от порта Мидия, принимает нефть напрямую из танкеров, что снижает затраты на логистику.
Буй построен в 2009 году, инвестиции составили $102 млн, а экономия на логистике в среднем составляет $4,5 на тонну.
Диверсификация поставок сырья
Компания начала диверсификацию поставок сырья в 2015 году, чтобы использовать производственные мощности на 100%. Доля казахстанской нефти в общем объеме переработки не превышает 55%.
Альтернативные сорта нефти поступают из России, Азербайджана и Ближнего Востока. Один из возможных будущих источников — Африка, где конкурентоспособные цены.

