Издание «Капитал.kz» изучило опыт предпринимателей, которые активно используют социальные сети для создания положительного имиджа, привлекающего широкую аудиторию. Известные бренды и крупные торговые сети становятся зависимыми от мнений своих клиентов. Низкое качество услуг или товаров может привести к крупным скандалам в социальных сетях, что влечет за собой непредсказуемые репутационные потери.
Бизнесмены вынуждены прилагать усилия и затрачивать ресурсы, чтобы сгладить волну критики в социальных сетях. Самые добросовестные вносят изменения в свои технологические процессы или системы контроля качества. Менее щепетильные предпочитают увеличивать рекламные бюджеты для сглаживания негативных отзывов.
На этом фоне интересно рассмотреть опыт предпринимателей, которые изначально строят свои отношения с клиентами на принципах открытости и доверия, беря на себя значительные репутационные риски, которые могут разрушить бизнес в случае малейшей неудачи.
Александр Ходжанов: коктал на миллион
Два года назад Александр Ходжанов оставил бизнес, который развивал 10 лет, — «Магазин страховок номер 1» приносил ему 1,5 млн тенге ежемесячной прибыли. Бросив стабильный страховой бизнес, он полностью погрузился в новый проект по приготовлению редких блюд. Проект koktal.kz (в честь первого продукта, с которым команда Александра вышла на рынок) полностью прозрачен благодаря активному продвижению в социальных сетях.
Открытость и быстрая обратная связь с клиентами потребовали от предпринимателя гибкости и постоянного стремления удивлять и интересовать аудиторию. В меню еженедельно добавляются не менее двух новых блюд. «Я не хочу быть масс-маркетом или обычным кафе. Цены на мой продукт высокие, но это оправдано, ведь все делается вручную и из качественных продуктов», — делится Александр Ходжанов. В ресторане на приготовление мясного блюда уходит полчаса, а на копчение стриплойна — верхней вырезки мяса — уходит 8 часов. Для этого требуется коптильня и живой огонь, чего не может позволить себе ни один ресторан.
Цены у koktal.kz такие, что не каждый ресторан рискнет их установить. Например, коктал, одно из самых популярных блюд, стоит 20 тыс. тенге. В новогодние праздники команда Александра выполнила 50 заказов этого блюда, получив 1 млн тенге выручки.
«Эксклюзивное качество», — так объясняет дороговизну своих блюд бизнесмен. Один из любимых продуктов клиентов — краковская колбаса. «В магазине она стоит 1200 тенге за килограмм, но для ее изготовления нужна говядина высшего сорта, цена которой не может быть ниже 2500 тенге за килограмм. Мы изучили рецепты и поняли, что качественная колбаса не может стоить так дешево», — рассказывает Александр Ходжанов. Для запуска производства было заказано оборудование из Польши, щепа из Германии. Наша казахстанская щепа для европейского оборудования не подходит. Мешок нашей щепы стоит 3000 тенге, немецкой — почти 20 тысяч. Разница в том, что в немецкой удалена кора и нет смол. В начале выпустили 36 колечек краковской колбасы, поставили цену 5900 тенге за килограмм и распродали за день. Теперь спрос на нее постоянный.
Александр поддерживает постоянную связь с клиентами через социальные сети и мессенджеры. «Как и в страховании, я веду базу клиентов. После заказа обязательно звоню, уточняю, есть ли замечания. Если что-то не так, это сигнал для перемен. Но 99,9% клиентов довольны», — рассказывает Александр Ходжанов. В его списке сейчас 1100 клиентов. 1% из этого списка — постоянные клиенты, которые заказывают почти каждый день. «Я знаю, что именно им понравится, наши вкусы и требования к качеству совпадают. Но в моем общении с ними нет никакого расчета. Просто важно быть открытым, важно слушать клиента. Я вхожу в доверие, но никогда не обманываю. Если клиент делает заказ к семейному празднику, обязательно вместе с заказанным блюдом отправляю подарок — коктал. Это недешево, но если люди тратят деньги на меня, почему я не могу потратить на них», — делится Александр.
Асель Абдильдина: никогда не вкладывает свои деньги
Два месяца назад Асель Абдильдина заняла должность директора торговой сети «Ет Элеми», и продажи в ней выросли на 30%. Это результат ее влияния на аудиторию социальных сетей, которая с доверием относится к ее мнению и рекомендациям.
Асель — классический пример селф-мейдмена. Медсестра из Семея, четыре года назад она начала заниматься продажей экологически чистых продуктов собственного производства на рынке Алматы. «У меня высокая самооценка. Я считаю, что у меня самая качественная продукция, и лучше меня на рынке не существует», — признается Асель Абдильдина. «Если я попробовала где-то сметану и мне она понравилась, я хочу эту сметану продавать. Я хочу, чтобы во всех домах стояла эта вкусная сметана. И с этой политикой я работаю четвертый год».
Главным инструментом продвижения Асель выбрала социальные сети. «Свою аудиторию, это 9 тыс. подписчиков, я наработала с большим трудом. Люди сейчас очень требовательны к качеству питания, и для меня это тоже главное. Я ничего не просчитываю, не повторяю ничьи форматы. Я занимаюсь только тем, что меня вдохновляет. Продаю только то, что нравится мне самой», — рассказывает Асель Абдильдина. «Мне все равно, где какие цены, я отталкиваюсь от своих затрат и качества и ставлю цену. Многие пытались повторить мой опыт, не понимая, что такая работа требует полной отдачи. Надо работать круглые сутки, даже если заказ поступает ночью. Я работаю с полной самоотдачей, знаю всю свою аудиторию, кто что любит, поэтому люди ко мне и тянутся».
Четыре года назад бизнес начался с продажи маринованных овощей собственного производства. «Первый заработок не помню. Меня вдохновил не заработок, а благодарные отзывы. Маринадами я занимаюсь до сих пор, но уже наняла людей, в этом году 400 тыс. тенге на этом продукте заработала», — рассказывает Асель Абдильдина.
Потом она стала закупать молоко, делала сметану, творог, сыр, курт, покупателей находила через социальные сети. Весной 2015 года взяла в аренду 8 гектаров земли для выращивания экологически чистых продуктов. «Я никогда в жизни не вкладывала свои деньги. Только на семена потратила 30 тыс. тенге. Владелец земли, работники — все получили деньги после продажи урожая. Наемных работников я, по сути, сделала соучредителями, мы поделили и прибыль, и расходы», — рассказывает Асель Абдильдина. «Никто до меня не работал на таких условиях. Не могу вам сказать, кто сколько заработал, это моя коммерческая тайна. Зато работники старались на совесть. В продуктах я была полностью уверена и продавала заметно дороже, чем на рынке».
Следующим проектом стала пекарня, которую владелец отдал Асель Абдильдиной в управление. «Я взялась за это дело, позвала желающих работать из своей аудитории. Писала в социальных сетях о составе продукта, раскрывала рецепты, что все по-домашнему. Многие потом говорили, что следили за моими постами, как будто сериал „Просто Мария“ смотрели. Там я зарабатывала 500 тыс. в месяц, но я выполняла любую работу, включая и работу уборщицы», — вспоминает Асель Абдильдина.
В 2016 и в 2017 годах урожай был очень удачным, на экологически чистые овощи обратили внимание поставщики продуктов в Россию. Сельскохозяйственный бизнес Асель Абдильдиной вышел на новый уровень сбыта. «Я никогда не мечтаю. Я ставлю цель. В прошлом году у меня была цель — отработать сезон, показать себя хорошо и потом получить работу, где мне бы платили хорошо. Ведь на земле можно работать полгода, и с тем расчетом, чтобы денег хватило на вторую половину. И мне хотелось, чтобы работодатель сам меня нашел. И он меня нашел. Скоро весна, снова в поле, выращенные мной овощи осенью появятся на прилавках сети магазинов „Ет Элеми“», — делится планами Асель Абдильдина.

