«У вас есть дети?» — спрашивает меня Екатерина Жемкова, основательница мебельной компании Katrin Reshar, когда мы заходим в просторную светлую студию. В углу стоят складные деревянные стулья в разных оттенках синего, а рядом большой шкаф цвета фуксии. Молодая девушка с ником Катрин Решар в социальных сетях (именно там мы ее и нашли) с теплой улыбкой начинает рассказывать, как она пришла к производству детских кроваток и почему сглаженные углы так важны в детской мебели. «Когда я вижу детские кроватки с „заборчиком“, у меня дергается глаз», — говорит она. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz побеседовал с основательницей мебельной компании Katrin Reshar Екатериной Жемковой о том, как рождение ребенка вдохновило ее на создание собственного бизнеса и можно ли начать свое дело без стартового капитала.
О бизнес-идее
После рождения дочери мне захотелось сделать ей кроватку, чтобы она могла спать отдельно. Вместо покупки готовой кровати в магазине, я нашла эскиз и попросила брата и дядю, которые были плотниками, смастерить такую модель. Дети часто цепляются за каркас, поэтому мы решили сделать края кроватки более мягкими. Позже наши друзья, увидев кроватку, предложили нам начать их производство и продажу.
Мы договорились с плотниками о разделении обязанностей. У них есть свой цех, так что в плане разграничения все в порядке. Я взялась за продвижение и дизайн, а они — за выполнение заказов. Основателем IKEA я себя не считаю, но так у нас появился бизнес по производству детских кроваток и сопутствующей мебели.
О стартовом капитале
В большинстве случаев кроватки заказывают мамы. Работая в этой сфере, я поняла, что мамы хотят оборудовать красивую кроватку экономно. Когда ребенку 7-10 лет, он радуется кровати в виде домика, но когда ему три года, а мама уже не может спать с ним, кровать становится отличным решением.
Мы никогда не скрывали нашу маржинальность, потому что она не так велика. Себестоимость одной кроватки составляет около 50 тысяч тенге. Все, что сверху, — это наша маржа. За пару лет цена на кровати выросла на десять тысяч тенге из-за удорожания древесины. Сейчас цена составляет 70 тысяч тенге. Часть уходит на материалы, часть на оплату, и часть получаю я. У меня не было стартового капитала. Покупка кровати для дочери была единственным вложением.
О материалах
Мы делаем кроватки из кедра, так как это доступный материал. Сразу решили использовать древесину, а не ЛДСП или МДФ. Клиент может заказать кровать из дуба, но она будет дороже. Древесину заказываем в России, так как в Казахстане вырубка деревьев запрещена. Пока мы не можем покупать ее большими партиями из-за нехватки места для хранения. Мы заказываем материал на пятьдесят кроватей и изготавливаем мебель.
У нас нет специального оборудования для распила ДСП и расчета размеров на компьютере. Все кроватки делаются вручную: измеряем линейкой и рисуем эскизы на бумаге. Красим кроватки вручную либо краскопультом, либо кисточкой — в зависимости от детали.
О дизайнерских решениях
Сначала мы думали, что будем выполнять все заказы, чтобы мамы с фантазией могли заказать необычный дизайн. Это оказалось сложно, так как сложные дизайны занимали много времени. Мы решили поставить производство на поток, придерживаясь определенного дизайна. Нашли предметного дизайнера, с которым разработали несколько вариантов. В социальных сетях сообщили, что работаем по одной схеме. У нас есть основа, к которой можно добавить шкафчики, ящички или изменить формат. Вариаций много, но шаблон один.
Изготовление кроватки занимает около трех недель. За это время мы договариваемся с клиентом, выбираем модель, размеры, ящички, решаем, какие элементы добавить и в какой цвет покрасить. На саму кровать уходит около пары дней, но дополнительные детали и покраска удлиняют процесс. У нас есть очередь заказов, и их становится все больше. Если раньше мы делали две-три кровати в месяц, то сейчас доходит до двадцати.
Главный канал продвижения для нас — Instagram. Изначально я выкладывала фото кровати своей дочери, обновляя местоположение. Хотелось, чтобы наша продукция была с душой. Зная из рекламы, как привлечь пользователя, я поняла, что проще набирать подписчиков, если у тебя уже есть аккаунт. Если пролистать ленту в Instagram вниз, то там вся история, начиная с беременности и развития бизнеса. Новый аккаунт с одними фото кроватей выглядит безжизненно.
О проблемах с доставкой
Пока мы небольшая компания, доставку осуществляем сами. Хочется, чтобы клиенты видели, что я приезжаю и общаюсь с ними. Если бы мы были большими, как IKEA, было бы сложнее контролировать процесс, но пока можем встречаться с клиентами лично.
Сейчас ищем хорошую транспортную компанию для других городов, так как несколько раз приходили поврежденные кровати. Нам пришлось возвращать деньги и забирать кровать. Я тогда сильно переживала, но потом успокоилась, поняв, что из двадцати кроватей вернули только одну. Транспортные компании предлагали клеить на упаковку «стекло», но это не решает проблему. Дело в материале — кедр мягкий, и сложно доставить кровати в целости. Сейчас разрабатываем свою упаковку для безопасной доставки.
О смежной деятельности
Помимо изготовления детских кроваток, мы занимаемся редизайном и запустили свои курсы. Например, обычный советский стул. Советские вещи изготавливали из хороших материалов, но они вышли из моды или краска облезла. Редизайн — это обработка шпаклевкой и покраска. Такому стулу можно дать второй шанс. Стул из хорошего дерева стоит 25-30 тысяч тенге, но редизайн обойдется в 4 тысячи тенге.
Нам бы хотелось, чтобы нами заинтересовался инвестор, так как копить деньги долго. У нас есть бизнес-план с расчетами. В будущем хотим арендовать коммерческую недвижимость, которая дороже. Квартира стоит условно 20 млн тенге, а помещение на первом этаже под коммерцию — 34-40 млн тенге. Если будет здание, нужны станки. Легковую машину можно взять за одну цену, а трактор стоит в два раза дороже.

