Мурат Тагаев занимается птицеводством уже 40 лет. Долгое время он, будучи фермером, выращивал несушек и бройлеров в Южно-Казахстанской области. «Это прибыльное и малозатратное дело, но легких путей мы не ищем», — смеется предприниматель, рассказывая о том, как десять лет назад решил освоить новую нишу и создать первое в стране предприятие по выращиванию индейки на экспорт — «Ордабасы құс». По его словам, индейка — птица очень капризная, но он уверен, что было необходимо начать производство ценного диетического мяса для казахстанцев. С «Капитал.kz» бизнесмен поделился своими планами в этой, пока малоосвоенной, но перспективной отрасли казахстанского сельского хозяйства.
Почему индейка?
Мурат Тагаев много лет изучал тенденции рынка мясной гастрономии как на местном, так и на зарубежном уровне. По мнению бизнесмена, потребность населения в мясе можно полностью удовлетворить, развивая птицеводство.
Однако, по его мнению, не вся птица одинакова: «Мы обеспечиваем свою страну птицей лишь на 50%, остальное закупаем извне. При этом нельзя сравнивать качество привозного бройлера с нашей индейкой. Индейка — очень полезный продукт, это давно поняли в развитых странах. Этот вид мяса занимает второе место по популярности в мире после говядины. Оно богато витаминами и содержит мало холестерина. И тогда я подумал, почему бы не производить такое мясо для наших сограждан?»
Каков спрос на индюшатину на внутреннем рынке?
На рынке компания уже восемь лет. Сейчас общая стоимость проекта с учетом увеличения мощностей составляет 5,5 млрд тенге. Освоение внутреннего рынка оказалось сложнее, чем выход с продукцией на российский, вспоминает Мурат Тагаев. Основной упор был сделан на Астану. Стоит отметить, что масштабное внедрение южно-казахстанского продукта на рынок началось не с супермаркетов столицы, а с посольства США, сотрудники которого сделали предварительный заказ индейки на День благодарения. После этого, как отмечает фермер, жители Алматы, Шымкента, а затем и других регионов оценили вкус качественной индюшатины.
«Восемь лет назад казахстанцы потребляли 500 тонн мяса индейки в год, сегодня — уже почти 5 тыс. тонн. У нас культура потребления другая, поэтому пришлось адаптироваться под местный менталитет. В ассортимент добавили казы и вяленое мясо, конечно же, из индейки. Всего у нас 80 наименований продукции. Можно сказать, что с пропагандой здорового питания вырос спрос на мясо индейки», — рассказывает Мурат Тагаев.
Прямых конкурентов нет
«Ордабасы құс» — это фабрика с полным циклом производства. На территории в 202 гектара находятся собственный комбикормовый завод, инкубаторий, зоны выращивания и подращивания, а также убойный цех и цех по производству готовой продукции, административный блок и пункт реализации товара. Расстояние между всеми этими объектами составляет несколько километров — таковы требования биобезопасности, которые здесь соблюдаются, как Конституция. Сотрудники разных цехов и зон не контактируют между собой, вход в чужой рабочий сектор им запрещен, а совещания проводятся посредством видеоконференции. Даже гостям на предприятии приходится пройти через душ и переодеться в спецодежду, вплоть до нижнего белья! Побывав, например, в убойном цехе, войти в инкубаторий можно лишь спустя неделю, поэтому обойти предприятие за один день невозможно. Эти требования международного стандарта распространяются также на клиентов и дистрибьюторов, которые осматривают циклы производства перед подписанием договора на поставку товара.
«На постсоветском пространстве работают только два предприятия по производству мяса индейки — в Ростовской области в России и у нас в Южном Казахстане. Наш завод — симбиоз технологий и оборудования из 11 передовых стран», — хвалится Мурат Тагаев.
Яйца транспортируются из Канады, рацион для молодняка меняется каждые 10 дней. По мере взросления особей в птичнике понижается температура, при этом контакт с человеком в зоне выращивания исключается, также действует система изоляции от других птиц. Ежедневно на убой здесь отправляют 3500 голов, а в год производят до 10 тыс. тонн мяса.
«Выращивание индейки не сравнить с другими птицами. Она специфична, во-первых, из-за сложной генетики, индейки не размножаются естественным путем, применяется искусственное осеменение, для этого мы обучаем кадры в Израиле и Канаде. Это затратное дело, но кто-то должен работать в этой сфере. Во-вторых, цена индейки выше, чем у бройлера или несушки, примерно на 10−20%. Наверное, поэтому бизнесмены не торопятся осваивать эту нишу», — размышляет директор ТОО «Ордабасы құс».
Не пора ли кооперироваться?
Проектная мощность птицефабрики позволяет ей выступать якорным предприятием для создания кооператива — первого на территории Казахстана. Программу уже презентовали на уровне министерства сельского хозяйства. По мнению Мурата Тагаева, его предприятие готово выйти на новый уровень.
«Я думаю, рано или поздно мы к этому придем, — уверен предприниматель. — Сейчас в планах — собственное производство инкубационно-племенного яйца. Это будет очень рентабельно. 2 млн яиц хватит для производства 20 тыс. тонн мяса. Их также можно экспортировать в Россию, сейчас у них наблюдается нехватка этой продукции».
Экспансия на внешние рынки
Российские компании готовы закупать весь объем продукции южно-казахстанского предприятия, однако первоочередная цель компании, по словам бизнесмена, — насытить внутренний рынок, где спрос на индейку ежегодно только растет.
«В год казахстанцы потребляют 5 тыс. тонн этого диетического мяса, а семимиллионное население Израиля — 100 тыс. тонн, — делится исследованиями Мурат Тагаев. — Полностью обеспечивая казахстанцев мясом, 40% индейки мы отправляем в Россию и Кыргызстан. Сейчас налаживаем поставку в Узбекистан, работа в этом направлении ведется».
На сегодняшний день птицеферма ожидает третий этап развития в рамках «Карты индустриализации». К 2020 году фабрика увеличит производственную мощность до 20 тыс. тонн живого мяса в год. Этот проект финансируется из фонда АО «КазАгроФинанс», а его стоимость составляет 10,15 млрд тенге. В ходе реализации на предприятии будут созданы 200 новых рабочих мест.

