В начале декабря правительство представило программу «Цифровой Казахстан», включающую более ста проектов по цифровизации различных секторов экономики. Ожидается, что эта программа будет расширяться, чтобы максимально охватить тренды индустриальной революции 4.0. Частный бизнес также осознает необходимость цифровой трансформации — у 54% организаций мира существуют выделенные ресурсы для внедрения и развития инноваций. Однако первые шаги цифровизации не всегда очевидны.
Несмотря на частое упоминание таких понятий, как четвертая индустриальная революция, большие данные, роботизация, блокчейн, для многих организаций стратегия цифровой трансформации заключается лишь во внедрении стандартных программных продуктов. Обсуждая и реализовывая проекты в области цифровизации в последние годы, мы видим, что у организаций есть понимание необходимости комплексного подхода. Однако на первых этапах оказывается сложным вовлечь все необходимые для успеха цифровой трансформации стороны, определиться с планом действий и необходимыми ресурсами.
Налаживание сотрудничества внутри и вне организации должно быть приоритетом. Открытость и сотрудничество с производителями подрывных технологий — приоритет digital-программ для 52% организаций мира, согласно глобальному опросу ИТ-директоров KPMG / Harvey Nash. С 2015 года $27 млрд было инвестировано в финтех-компании банками и финансовыми институтами. Примеры сотрудничества с финтех-стартапами, такими как Goldman Sachs, CIBC, Santander, AXA, Commonwealth Bank of Australia, стали хрестоматийными. Ориентироваться в глобальном мире финтеха непросто. Существует ряд платформ для мониторинга и подбора финтех-компаний, однако важно заранее определить финтех-стратегию, выбрать ключевые темы для сотрудничества и критерии сравнения предложений.
Сотрудничество со стартапами в рамках цифровой трансформации актуально не только для финансового сектора. Хакатоны и программы акселерации организуются и спонсируются не только банками, но и производственными, транспортными, телекоммуникационными, потребительскими компаниями и государственным сектором. Важным драйвером развития стартапов и цифровой трансформации является открытость данных и архитектуры. Как говорит Алек Росс, «данные — это сырье в век информации». Важно предоставить разработчикам материал для анализа и генерации новых идей. На государственном уровне эта концепция выражается в порталах «Открытые данные». Сегодня подобные разделы можно встретить и на сайтах крупных компаний. Публикация открытых инструментов интеграции с ИТ-ландшафтом компании (Open API) становится более популярной. В ЕС в следующем году, согласно директиве PSD2, банки будут обязаны публиковать открытые инструменты интеграции.
Одним из ярких примеров помещения концепции сотрудничества и открытости в центр цифровой трансформации является digital-программа французского оператора железных дорог SNCF. Программа с бюджетом в несколько сотен миллионов евро представлена на специальном сайте, а ее статус и новости обновляются в социальных сетях. Регулярно проводятся мероприятия, открываются лаборатории и музеи, созданы веб-платформы для открытых данных и тестирования разработок.
Следующим шагом по цифровизации может стать создание цифровых лабораторий. Невозможно и неэффективно переводить на блокчейн все процессы организации или внедрять роботов во всех подразделениях сразу. Важно, чтобы кроссфункциональная команда специалистов начала экспериментировать, используя блокчейн- и IoT-платформы типа Etherium, Azure, Amazon, Google или инструменты роботизации типа Automation Anywhere, UiPath. Подразделение цифрового банкинга не редкость для современных банков. Известно, что подобные лаборатории существуют или создаются во многих международных организациях, чей бизнес сегодня подвержен изменениям под действием новых технологий — транспорт, логистика, производство, профессиональные услуги.
Программа цифровой трансформации требует определения стратегии — видения, направлений, сроков, метрик, приоритетов и проектов до начала реализации. Определить цифровую стратегию может быть тяжело без понимания текущей архитектуры организации, так как новые технологии могут не соответствовать принятым стандартам. Многие организации начинают digital-программы с внедрения архитектурного подхода, проводя аудит текущей архитектуры. Корпоративная архитектура названа компетенцией с самым растущим спросом, нехватку которой испытывают 34% организаций. Особое внимание уделяется микросервисной архитектуре, ускоряющей тестирование и внедрение новых IT-сервисов. Внедрение подходов к управлению архитектурой предприятия как начало цифровой трансформации наблюдается в Казахстане и в государственных организациях, и в банках. За рубежом известны примеры правительств США, Великобритании, Австралии и стран ЕС.
Подытоживая, отметим необходимость обеспечения открытости и постоянного взаимодействия с внешним миром не только с производителями IT-решений, интеграторами и консультантами, но и с потенциальными партнерами из числа новых компаний в традиционном и цифровом поле.
Константин Аушев, руководитель группы консультирования в области ИТ KPMG в Казахстане и Центральной Азии

