Вход

Появятся ли в Казахстане «аэротрополисы»?

05 декабря 2017 10:00

Доходы аэропортов от неавиационной деятельности могут составлять 60-70%

В некоторых аэропортах США специально обученные собаки помогают пассажирам снизить стресс перед полетом. Подобная терапия доступна и в аэропорту Мумбаи. А в аэропорту Цинциннати, который находится в Северном Кентукки, пассажирам помогают мини-лошадки, чтобы уменьшить тревогу перед вылетом. Сегодня аэропорт — это не просто транспортный узел, а целый город, где можно удовлетворить множество потребностей — от шопинга до отдыха.

В парижских аэропортах Орли и Шарль-де-Голль можно найти ведущие модные бренды. Время, проведенное в этом замечательном городе, можно посвятить посещению достопримечательностей и одновременно насладиться шопингом в мировой столице моды. Управляющая компания Paris Aéroport сотрудничает с ведущими модными брендами, предлагая пассажирам не только шопинг, но и возможность насладиться французской парфюмерией и кухней. Если раньше акцент был на доходах от перелетов, то теперь акцент смещается на качественное обслуживание пассажиров, превращая аэропорт в город в городе.

Для аэропорта важно минимизировать очереди, чтобы пассажиры могли отдыхать в зонах отдыха. Комфорт, удобство и различные маркетинговые стратегии все чаще применяются в авиаотрасли.

Например, пассажиры из Северной Америки часто находятся в зоне А5, и исторические данные показывают, что они предпочитают покупать аксессуары. Это увеличивает продажи аксессуаров и делает пассажиров из Северной Америки более удовлетворенными.

Московский аэропорт Шереметьево внедрил гибкую систему карт лояльности, объединяющую различные бренды и услуги в один проект. Карта предоставляет скидки в кафе и отелях, дисконт в магазинах беспошлинной торговли, а также бесплатный доступ в бизнес-залы и парковку.

Современные аэротрополисы

В последние годы тема неавиационного дохода получила развитие в концепции аэротрополиса, предложенной профессором Университета Северной Каролины Джоном Касардой.

По его мнению, современные аэропорты могут превратиться в мини-города — аэротрополисы. Аэропорты становятся крупнейшими центрами скопления населения и бизнеса, как когда-то морские порты и железнодорожные узлы.

Аэротрополис — это то, во что трансформируются крупнейшие аэропорты, создавая вокруг себя бизнес-парки, логистические и индустриальные центры, торговые комплексы и технологические центры, становясь ядром всей этой инфраструктуры.

Примеры аэротрополисов уже существуют. Это Лас-Колинас в Техасе, «Южная ось» (Zuidas) в Амстердаме, бизнес-округ Songdo в Южной Корее и «Панатрополис» в Панаме.

Учитывая успехи международных аэропортов, казахстанские воздушные гавани могут стремиться к аналогичному развитию.

По оценкам зарубежных экспертов, неавиационная деятельность является важной статьей доходов для большинства аэропортов мира, составляя в среднем 15−20% в структуре доходов, а в отдельных случаях до 30−40%. При этом прибыль от такой деятельности может достигать 60−70% от общей прибыли аэропорта.

В Казахстане доля неавиационных доходов значительно ниже, что связано с недостаточным вниманием к этому направлению. Однако, находясь на стыке Европы и Азии, Казахстан имеет все шансы стать транспортным хабом, подобно ОАЭ.

В АО «Международный аэропорт Астана» сообщили, что до недавнего времени доходы от неавиационной деятельности не превышали 5% от общего оборота.

«Теперь ситуация изменилась, и мы наращиваем возможности получения доходов с низкой базы», — сообщили в аэропорту Астаны. Неавиационные доходы включают кафе, рестораны, магазины, строительство, парковку, гостиничные услуги и другие востребованные услуги.

«Мировые аэропорты собирают неавиационные доходы, превышающие 40% от общего оборота, и некоторые из них движутся к модели аэротрополиса. В Казахстане, особенно в Астане, предстоит долгий путь, но маршрут определен. Мы не ставим конкретных целей по доле неавиационных доходов, но надеемся на значительное их увеличение в будущем», — комментируют в МАА.

Компенсация неудобств

В условиях глобализации, когда мы постоянно перемещаемся по миру, аэропорт-город — это новая ступень развития, и здесь большую роль играют инновационные технологии. Ожидание рейса благодаря новым технологиям не приносит значительных неудобств.

Например, если полет в Токио задерживается на 45 минут и изменяется номер выхода на посадку, то персонализированные предложения и скидки помогут скоротать время в бутике, служа своеобразной компенсацией.

Розничные магазины могут использовать это как шанс увеличить прибыль благодаря интеллектуальным алгоритмам анализа данных.

Пока пассажиры занимаются шопингом, в аэропорту продолжается работа погрузчиков, автобусов, трапов и аэродромных тягачей. Все транспортные средства связаны между собой, что позволяет отслеживать их местоположение и состояние в реальном времени, анализировать перемещения и решать проблемы безопасности.

Технологии на службе аэропортов

С ростом пассажиропотока некоторые аэропорты создают новые сервисы, которые позволяют пассажирам незаметно проходить досмотр. В международном аэропорту Дубая скоро появятся «виртуальные аквариумы», оснащенные камерами для распознавания лиц. Пассажиры смогут любоваться морскими пейзажами, в то время как камеры будут сканировать лица. На выходе из тоннеля пассажир увидит пожелание счастливого пути или предупреждающий сигнал. Это уменьшит очереди, повысит безопасность и развлечет путешественников.

Умные парковки — еще одна особенность современных аэропортов. В аэропорту Генуи можно в реальном времени получить информацию о доступных местах и забронировать их на определенное время. Система работает на основе платформы интернета вещей Plat.One от SAP.

Авиакомпании в ОАЭ также используют подобные технологии. Информация о полетах в реальном времени на Smart-доске помогает исключить очереди и полезна как пассажирам, так и персоналу. Такие решения сократили время незапланированного простоя на 64% и увеличили операционную маржу на 76%.

Данные телеметрии позволяют анализировать доступность и использование техники, оператор знает, где находится техника и когда она должна быть у выхода на посадку, что помогает оптимально планировать обслуживание рейсов. Администраторы могут выявлять потенциальные проблемы и быстро их решать.

В аэропорту Астаны откроют капсульный отель

В этом году столичный аэропорт завершил реконструкцию пассажирского терминала, увеличив пропускную способность более чем в два раза. Это расширило возможности коммерческой деятельности аэропорта. «Мы считаем, что столичный аэропорт можно назвать умным. В первом квартале 2018 года в международном пассажирском терминале будет запущен капсульный отель — уникальный проект для аэропортов республики. Капсулы обеспечат максимально комфортный отдых пассажиров. Мы планируем сделать аренду капсул почасовой и доступной по цене», — сообщили в аэропорту.

Аэропорты давно перестали быть просто местом прилета и отлета. Руководство аэропортов превращает их в бизнес-структуры, создавая комфорт и удобства. В Астане в терминале предусмотрены офисные зоны с компьютерами и Wi-Fi, туалетные зоны с душевыми, шесть зон с креслами и сиденьями, а верхний этаж терминала будет отдан под ресторанную зону.

Пассажиры видят не только плюсы и перспективы астанинского аэропорта, но и некоторые неудобства.

«Нужно переходить из одного терминала в другой или добираться до парковки. Иностранец, путешествующий через Астану, должен выйти, растаможиться и перейти с багажом в соседнее здание. А скоро зима с сорокаградусными морозами и метелями. Или будем как во Франкфурте, монорельс пускать между терминалами?» — задается вопросом один из пользователей социальной сети.

Удалось ли узнать, появится ли аэротрополис в Алматы, не удалось. Международный аэропорт Алматы не ответил на запрос издания.

Источник