В последнее время в сфере бизнес-образования наблюдаются интересные тренды. Это стало необходимостью не только для предпринимателей, но и для представителей различных профессий. Изменились предпочтения в выборе бизнес-школ: студенты все чаще выбирают школы, расположенные ближе к дому, что экономит средства. Определены актуальные дисциплины для казахстанского бизнеса. В эксклюзивном интервью для Kapital.kz исполнительный директор Geneva Business School Kazakhstan Тогжан Джумагулова рассказала, кто приходит за дипломами, с какой мотивацией и какие темы запрещены для шуток у иностранных преподавателей со студентами из Казахстана.
— Тогжан, начнем с аналитики: всегда ли за бизнес-образованием идут те, кто планирует или уже открыл свое дело?
— В Казахстане бизнес-образование стало необходимым для представителей разных профессий за последние 10 лет. Это не обязательное условие для начала бизнеса, но полезно, когда требуется масштабирование или выход на новые рынки. Простой пример: если у меня бизнес с 5 сотрудниками, а завтра 100 — как управлять ими? Здесь и нужно бизнес-образование.
Навыки, которые полезны в любой профессии: управление людьми, процессами, логистикой, маркетинг, менеджмент, финансы. Сегодня мы часто слышим, что эффективное управление государством предполагает подходы, как в бизнесе. Это актуально в любой сфере.
— Каков портрет студента бизнес-школы?
— Средний возраст студентов — 35 лет. Это люди с хорошим образованием и опытом, которые хотят нового. Примерно 30% — предприниматели, 30% — сотрудники международных компаний, 30% — работники национальных компаний и госслужащие. Остальные 10% — из других сфер, таких как образование и медицина.
— С какой мотивацией студенты идут в бизнес-школы?
— 50% студентов мотивированы карьерным ростом, 50% — жаждой знаний. Они интересуются преподавателями и учебными планами, а не только дипломами. MBA — это инвестиция времени и денег, и студенты хотят оправдать затраты.
— Что вы думаете о критике западной модели бизнес-образования?
— Geneva Business School Kazakhstan использует западную модель, и в этом нет ничего плохого. Преподаватели из Швейцарии, Испании, США адаптируются к местным условиям. Они имеют опыт работы в разных культурах и странах.
Япония, например, интегрирует международное образование, понимая его ценность для науки и образования. В современном мире нельзя замыкаться в своей модели.
— Есть ли различия между казахстанской и западной бизнес-моделями?
— Да, у Казахстана переходная экономика, а западная устоялась за 200 лет. У нас постоянно меняются законы и бизнес-среда. Это глобальное отличие. Наши профессора должны быть в курсе изменений, чтобы оставаться экспертами.
— Как влияет менталитет?
— Казахстанцы чувствительны к шуткам о национальности. Мы предупреждаем преподавателей о культурных особенностях. Geneva Business School работает в разных странах, и преподаватели адаптируются к каждой культуре.
— Как сделать бизнес-образование доступным?
— Дипломы международного уровня открывают двери в любую страну. Бизнес-образование никогда не было дешевым. В Geneva Business School Kazakhstan курс стоит 20 тысяч долларов, в Швейцарии — 35 тысяч. Это инвестиция в карьеру и знания.
— Слышали ли вы о рейтингах вузов среди работодателей?
— Это обоснованно, если основано на опыте компаний. Но стереотипы не всегда верны. Важно оценивать кандидатов по их реальным навыкам и качествам.
Есть понятие "капитал идентичности" — это не только образование, но и личные качества, такие как стрессоустойчивость и умение общаться.
— Насколько часто казахстанцы выбирают бизнес-образование?
— Мы на рынке три года. Первая группа была в 2015 году. MBA — это эксклюзивный продукт, но интерес к нему растет. В первый год у нас было 26 студентов, сейчас — около 90.
— Благодарим за беседу, Тогжан, и желаем успехов!

