Семейный бизнес, популярный во всем мире, в Казахстане пока не получил широкого распространения. Казахстанцы не спешат открывать общее дело с родственниками, опасаясь, что это может испортить отношения из-за финансовых вопросов. Однако статистика показывает, что семейный бизнес составляет основу экономик многих стран. В США каждый пятый бизнес — семейный. В Европе и Японии около 80% компаний созданы родственниками. В Индии семейные предприятия составляют примерно 95% всех компаний, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Мы запускаем проект «Династия», чтобы развеять миф о том, что бизнес и родственные отношения несовместимы. Впервые в Казахстане будут организованы такие тренинги. Это будет обучающий курс, где участникам расскажут не только об основах предпринимательства, но и о том, как распределять обязанности и прибыль с родственниками, не ухудшая отношения. Одна из распространенных ошибок — это отсутствие четкого распределения прав и обязанностей в договоре. Также важно помнить, что семейный бизнес — это долгосрочный проект, и здесь важнее репутация, чем мгновенная прибыль», — подчеркнула председатель координационного совета Ассоциации Семейного Бизнеса Казахстана Яна Исакова.
Занятия начнутся 28 октября в Алматы. Встречи будут проходить каждую пятницу в течение шести недель. Жители регионов смогут участвовать в тренингах онлайн.
Проект «Династия» реализуется при поддержке Палаты предпринимателей Алматы. Эксперт Палаты Акеркин Ералиева отметила, что семейный бизнес позволяет с детства знакомиться с предпринимательством.
«Вести бизнес в одиночку сложно. Этот проект учит работать с партнерами, договариваться, делегировать обязанности и использовать имеющиеся ресурсы. В Казахстане много компаний, где успешные бизнесмены нанимают родственников. Мы говорим о совместном малом и среднем бизнесе. Например, когда дело открывают супруги, братья и сестры, родители и дети. Родственники могут быть самыми надежными инвесторами», — рассказала Акеркин Ералиева.
Пример успешного семейного бизнеса — Серик и Анар Ахметовы. Четыре года назад они начали производство капроновых колготок «La Peri». Их продукция представлена в крупнейших супермаркетах страны. Благодаря государственной программе они получили льготный кредит и планируют производить 100 тысяч колготок в месяц, приобретя новое оборудование.
«У нас часто спрашивают, не ссоримся ли мы, ведь мы постоянно вместе. Конечно, бывают споры, но работая вместе, мы научились понимать друг друга с полуслова. В мире мужчины часто занимаются дизайном и вязкой колготок, поэтому я отвечаю за производство, а Анар — за продажи. У нас трое детей, и мы хотим, чтобы они продолжили наше дело. Старший сын учится в университете и активно помогает в бизнесе. Он участвовал в разработке сайта, оформлении упаковки и дизайна», — рассказал Серик Ахметов.
Серик и Анар приглашены на тренинг в качестве спикеров. Участие в проекте «Династия» бесплатное.

