В конце 2000-х Ербол Омирхан, ученик школы «Зерде» в Астане, с нетерпением ждал возвращения своего брата из США. Брат делился впечатлениями об американской жизни, образовании и карьере. После окончания школы Ерболу предстоял выбор между МГУ, Назарбаев Университетом и Университетом штата Пенсильвания. Он выбрал последнее. Получив образование в США и стипендию «Болашак», Ербол вернулся в Казахстан. В 2015 году он и его друг оставили стабильную работу, чтобы запустить проект — центры детского обучения Bolashak Engineering.
Сегодня в казахстанских STEM-центрах дети изучают теорию, строят катапульты и парашюты, применяют знания на практике. Интерактивное обучение позволяет детям самостоятельно экспериментировать и видеть, как законы физики работают в жизни. Об этом подходе и интеграции западных моделей образования рассказал создатель Bolashak Engineering Ербол Омирхан.
- Ербол, почему вы выбрали образование в США, а не в Казахстане?
— Стипендия «Болашак» позволила мне учиться за рубежом. Я выбрал Америку, где изучал промышленный инжиниринг и оптимизацию бизнес-процессов.
- Вы помогали учителям в местных школах. Это была ваша инициатива?
— Я был членом клуба инженеров и 3D-моделирования. Нам предложили участвовать в жизни местной школы и помогать ученикам с олимпиадами. Это был новый формат, где школьникам предлагались реальные проблемы, которые они решали с использованием знаний.
- Как такие активности помогают в поступлении и карьере?
— В США участие в клубах и проектах является плюсом при трудоустройстве. Например, мы создавали 3D-принтер для компании Tyco, и по завершении проекта нам предложили работу.
- Почему вы решили открыть образовательный проект?
— В США я увидел, как теория и практика могут быть объединены, чтобы вдохновлять детей. В Казахстане таких возможностей мало, и мы решили это изменить.
- Как проходят занятия в ваших центрах?
— Мы адаптировали программу с помощью американских профессоров и учителей. Учителя должны быть активными и находить общий язык с детьми. У нас молодой коллектив, и мы постоянно работаем над улучшением программы.
- Как вы находите учителей?
— Главное — знание и умение стать другом для ребенка. Наши учителя — это студенты и молодые специалисты, которые понимают детей.
- Как развивается ваша франшиза?
— В Казахстане у нас 12 центров, франшизы работают в России и ОАЭ. Мы активно поддерживаем наших партнеров, чтобы они могли развиваться.
- Как дети меняются после занятий в ваших центрах?
— Родители отмечают, что дети становятся более активными, интересуются науками, улучшают оценки и развивают навыки работы в команде.
Курс STEM-центров рассчитан на 4 уровня, каждый из которых длится 1 год. Дети изучают программирование, робототехнику, инженерию и 3D-моделирование, работают индивидуально и в группах, создавая проекты и презентуя их.

