Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» с 2011 года неоднократно поднимала вопрос о необходимости создания Апелляционной комиссии для рассмотрения налоговых и таможенных споров, возникающих по результатам проверок. Проблема заключается в конфликте интересов, так как проведение проверки и ее рассмотрение осуществлялись в рамках одной системы, что не позволяло предпринимателям воспринимать досудебные апелляции как независимые.
После длительных обсуждений, с 1 июля 2017 года, при Министерстве финансов начала функционировать Апелляционная комиссия. В ее состав вошли председатель комиссии и шесть членов, включая представителя правления НПП РК «Атамекен».
Работа комиссии направлена на повышение доверия предпринимателей к досудебному урегулированию спорных вопросов; обеспечение независимого подхода; сокращение количества судебных разбирательств; и проверку соответствия деятельности территориальных органов Комитета госдоходов.
Преимуществами комиссии являются отсутствие конфликта интересов и возможность предпринимателям лично участвовать в обсуждении проблем с налоговыми и таможенными органами.
На сегодняшний день в комиссию поступило около 44 жалоб от Министерства финансов: 32 по налоговым вопросам и 12 по таможенным. Большинство жалоб связано с доначислением налогов по расчетам с поставщиками, в отношении которых возбуждены уголовные дела без решения суда или имеется решение суда о признании регистрации недействительной.
«Атамекен» неоднократно поднимал вопрос о необходимости разграничения между уголовным и гражданским процессами. Если возбуждено уголовное дело, то необходимо его завершить, доказав в суде вину конкретных поставщиков и фиктивные сделки, без передачи дела в гражданское производство.
Если поставщик и покупатель осуществляли фиктивные сделки, их вина должна быть подтверждена обвинительным приговором суда.
Часто органы госдоходов доначисляют налоги по расчетам с поставщиком, в отношении которого уголовное дело не завершено, и виновность не доказана.
Второй случай: при признании регистрации недействительной, органы госдоходов доначисляют корпоративный налог, ссылаясь на показания учредителя о его непричастности к созданию юрлица.
Однако фактическое совершение сделок не исследуется, хотя юрлицо функционировало и заключало сделки, включая государственные закупки, до признания регистрации недействительной.
Считается, что признание регистрации недействительной автоматически делает недействительными все договоры, что противоречит законодательству.
Налоговое законодательство требует уплаты налогов, а у налоговых органов нет права признавать сделки недействительными без суда.
Комиссия создана для обобщения практики применения налогового и таможенного законодательства. Она дает рекомендации по разъяснительной работе с предпринимателями и органами госдоходов, а также может предлагать изменения в законодательство и НПА. В случае нарушений со стороны налоговых органов проверяющих могут привлечь к дисциплинарной ответственности.

