В 2016 году эффективность работы дошкольных учреждений оказалась ниже, чем в 2015 году. По итогам прошлого года чистая прибыль детских садов и мини-центров после налогов составила 1,4 млрд тенге, что почти вдвое меньше, чем в предыдущем году, сообщает аналитическая служба Ranking.kz.
Основным фактором доходности в прошлом году стал частный сектор. Частные детские сады и мини-центры заработали 1,3 млрд тенге, в то время как государственные учреждения получили лишь 104,9 млн тенге чистой прибыли.
Большая часть услуг в области дошкольного образования финансируется из бюджета — 164,4 млрд тенге в 2016 году. Для сравнения, население оплатило услуги на сумму 50,2 млрд тенге, а предприятия — на 409,3 млн тенге.
Это объясняет разницу в доходах между частными и государственными детскими садами. В 2016 году государственные учреждения заработали 159,5 млрд тенге, а частные — 57,3 млрд тенге, что в три раза меньше.
Однако высокая выручка не всегда приводит к значительной прибыли — управление расходами в госсекторе менее эффективно, чем в частном. В прошлом году расходы государственных дошкольных учреждений увеличились на 31,3 млрд тенге, в то время как доходы выросли на 30,4 млрд тенге.
В то же время частные детсады увеличили свои расходы на 15,1 млрд тенге, а выручка выросла на 15,4 млрд тенге.
У сектора дошкольного обучения хорошие перспективы роста благодаря демографическому увеличению в Казахстане. Спрос значительно превышает предложение. В начале 2000-х из 100 мест в детсадах оставались незанятыми 5 мест (2003 год), но уже через два года мест стало не хватать.
На конец 2016 года на 100 мест было зарегистрировано 106 детей соответствующего возраста.
Пик спроса был в 2014 году, когда на 100 мест претендовали 109 детей.
Согласно государственной программе развития образования и науки, дошкольному образованию уделяется особое внимание. Одна из приоритетных целей — обеспечить равный доступ к качественному дошкольному воспитанию и обучению.
Планируется, что в 2017 году доля детей 3-6 лет, охваченных обновленным содержанием дошкольного воспитания, составит 87,5%, а к 2019 году — 100%.
Для достижения этой цели к 2019 году планируется:
— увеличить долю педагогов дошкольных учреждений с высшим и техническим образованием по специальности «Дошкольное воспитание и обучение» до 50% с 34,8% (2015 год);
— расширить сеть дошкольных учреждений с учетом демографической ситуации;
— обновить содержание дошкольного воспитания и обучения, ориентированное на качественную подготовку детей к школе;
— усовершенствовать менеджмент и мониторинг развития дошкольного воспитания и обучения.

