По итогам июля средняя стоимость поездки на внутригородских автобусах по стране увеличилась на 3,2% по сравнению с июнем и на 8,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом сообщает Energyprom.kz.
За месяц проезд подорожал в Жезказгане (в полтора раза, до 60 тенге за билет), и в Таразе — на 18,2%, до 65 тенге за билет. В годовом исчислении среди крупных городов Казахстана также наблюдалось увеличение цен в Костанае (+33,3%, до 80 тенге), Петропавловске (+23,1%, до 80 тенге), Усть-Каменогорске (+20%, до 90 тенге) и Павлодаре (+16,7%, до 70 тенге).
Кроме того, с 1 августа в южной столице введена новая для Казахстана дифференцированная система оплаты за проезд. Последний раз тарифы в Алматы повышались 5 лет назад, в июле 2012 года — с 50 до 80 тенге.
Теперь стоимость проезда в общественном транспорте Алматы (включая автобусы и троллейбусы) зависит от способа оплаты: наличными — 150 тенге, а при оплате транспортной картой «Онай», банковской картой или через SMS — 80 тенге, как и раньше. Это сделано для борьбы с теневым оборотом денег в транспорте и увеличения налоговых поступлений. Льготы остаются без изменений, но только при оплате льготными картами «Онай»: для многодетных матерей, пенсионеров, школьников и студентов — 40 тенге. Бесплатный проезд сохранен для участников и инвалидов ВОВ, лиц, приравненных к ним, пенсионеров старше 75 лет, инвалидов I и II групп, детей-инвалидов до 18 лет.
По данным главы управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы Максута Исахова, за полдня после введения дифференцированных тарифов пассажиропоток по системе «Онай» увеличился на 28%, а количество транзакций по картам «Онай» — на 48%. Также в ТОО «SMSBus» сообщили, что количество сообщений в первый же день увеличилось в 10 раз.
Автобусы обеспечивают 81,9% всех городских пассажироперевозок в стране: за полгода перевезено 8,86 млрд пассажиров, что на 1,2% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Автобусные перевозки будут и дальше развиваться. В Алматы идет масштабная реконструкция улиц (Байтурсынова, Тимирязева, Жандосова и т. д.
Изменения в автобусной инфраструктуре затронули и столицу. В рамках модернизации работы общественного транспорта с 24 июля увеличено количество графиков на маршрутах № 8, 10, 15, 18, 24, 37, 303, 304, и с 31 июля — на маршрутах № 51, 500, 504, 506. Это позволило сократить интервал движения на 3−5 минут. Также продлены схемы движения маршрута № 17 и экспресса № 101.
Второй по популярности вид транспорта — такси (17,7% пассажиров), однако здесь число перевезенных сократилось на 0,6% за год. Увеличились перевозки наиболее экологичных троллейбусов (+14% за год) и метро (+7,6%). Однако эти виды транспорта составляют не более 0,2% перевозок.
Пассажирооборот в Казахстане увеличился на 2,3%, до 113,7 млрд пкм, из которых 92,8 млрд пкм приходится на автобусные перевозки (+2,3% за год).
В целом по итогам 2016 года в Казахстане насчитывалось 98,65 тысячи автобусов — на 1% больше, чем в 2015 году. Из них 58,1% приходилось на индивидуальных предпринимателей — 57,33 тысячи автобусов, +0,7% за год.
Руководство узбекского автозавода JV MAN Auto-Uzbekistan планирует наладить в Казахстане производство экологически чистых автобусов, работающих на природном газе. Автобусы премиум-класса будут выпускаться на заводах «СарыаркаАвтоПром». Стоимость такого автобуса в минимальной комплектации составляет 200 тысяч евро. На данный момент подписано соглашение с «СарыаркаАвтоПром», начато производство экспериментальной модели тягача.
Доходы предприятий от автобусных перевозок увеличились за год на 3,3%, до 43,2 млрд тенге по итогам I полугодия 2017 года.
Это составляет 92,2% от общего объема доходов от городского транспорта в Казахстане. Для сравнения, доходы такси за тот же период сократились на 31,6%.

