Каршеринговая компания Doscar работает в Казахстане уже более полутора лет, из которых год она находилась в тестовом режиме. За первые полгода сервис достиг самоокупаемости, привлек несколько тысяч пользователей и стал узнаваем благодаря своему фирменному оранжевому цвету. Сегодня услугами Doscar пользуются более 4000 человек. Компания предлагает классический формат аренды автомобилей — машины расположены на стационарных парковках по всему городу (возле гостиниц, торговых центров и на крупных паркингах). В будущем Doscar планирует расширить свой автопарк и позволить пользователям оставлять машины в удобных для них местах. Об особенностях каршеринга в Казахстане, проблемах и неожиданных успехах рассказывает директор по маркетингу и PR Doscar Тимур Зайнудинов.
— Каршеринг Doscar — это франшиза?
— Это локальный казахстанский продукт. Мы не изобретали велосипед. Идея возникла у группы инвесторов из СНГ, которые изначально рассматривали города ближайшего зарубежья, такие как Баку или Новосибирск. Сегодня небольшая команда из четырех человек реализует проект в Алматы. Мы все многозадачны: двое из нас отвечают на звонки и следят за автопарком, двое занимаются стратегическим планированием. Любой из нас может помыть или осмотреть автомобиль при необходимости.
— На каких условиях работаете с инвесторами?
— На дружеских. Недавно мы сняли вирусный ролик, который набрал почти два миллиона просмотров и привлек сотни новых пользователей. Я люблю "партизанский" маркетинг — минимальные вложения могут дать отличный результат. Мы активно используем Facebook и Instagram, откуда приходит большинство наших пользователей, а также Google AdWords и SEO. Мы также работаем с Internationals.com, проводя презентации.
— Для Казахстана каршеринг — новое явление. С какими вопросами чаще всего обращаются пользователи?
— Многие казахстанцы считают, что машину арендуют на сутки. Мы объясняем пользователям, что можно брать авто для краткосрочных поездок. Хотя не все могут перестроиться, большинство все же следует нашим рекомендациям. Мы продолжаем проводить разъяснительную работу в этой новой для Казахстана сфере.
— Где расположены ваши парковки?
— В основном в восточной, центральной и западной частях Алматы. Пользователь может взять машину в любое время и отправиться на расстояние до 200 километров от города.
— То есть я могу поехать на Чарын?
— Да, вы можете посетить Чарынский каньон, искупаться в Капшагайском водохранилище и насладиться видами Большого алматинского озера. Летом такие поездки особенно популярны. Главное — помнить о возможностях автомобиля. Однажды я увидел наш автомобиль, загруженный строительными материалами.
— Часто ли случаются такие казусы?
— Редко, но бывает. Однажды я заметил наш автомобиль, который был перегружен строительными материалами. Водитель признался в нарушении, и мы приняли меры. Мы следим за соблюдением правил: если водитель задерживается с возвратом авто, ему может быть выписан штраф.
— Какие нарушения случаются чаще всего?
— Основная проблема — задержка с возвратом автомобиля. Мы предупреждаем пользователей, но иногда они забывают продлить бронь. В первый раз мы выносим предупреждение, но при повторных нарушениях взимаем штраф в размере 10 000 тенге. Если у пользователя нет средств на карте, мы пытаемся связаться с ним. Если он не отвечает в течение 3 месяцев, мы передаем дело в суд.
— У вас безналичная система оплаты?
— Да, 80% пользователей привязывают банковскую карту к аккаунту, и система автоматически списывает штрафы. Но мы также принимаем наличные, так как в Казахстане есть клиенты, которые не пользуются картами. Это не распространено в мире, но мы подстроились под местный рынок.
— Сколько денег нужно, чтобы начать пользоваться Doscar?
— Если вы используете карту, на ней должно быть не менее 4000 тенге. При оплате наличными вы вносите предоплату в офисе. Для пользователей младше 25 лет мы блокируем сумму на случай штрафа.
— Какие риски несет водитель?
— В случае ДТП ущерб покрывает страховая компания, но водитель несет ответственность до 45 000 тенге. Угнать машину почти невозможно благодаря GPS-оборудованию.
— Что делать, если остановила полиция?
— Клиент должен предоставить документы. Мы рекомендуем распечатывать доверенность, так как полиция может не принять электронную версию.
— Как вы проверяете подлинность документов?
— Мы проверяем документы по своим каналам. Случаев использования поддельных документов не было.
— Как выглядят ваши автомобили?
— Мы отказались от брендинга, так как пользователи предпочитают машины без надписей. Мы просто окрашиваем стойки в оранжевый цвет.
— Кто ваши клиенты и с какой целью они берут машины?
— В основном это мужчины 25-35 лет, фрилансеры и те, кто хочет отправиться в короткую поездку. Иногда наши машины заменяют корпоративные авто.
— Что нужно от водителя после регистрации?
— Водитель должен следить за уровнем топлива. Неснижаемый остаток — 25%. Если вы заливаете больше топлива, чем потратили, мы компенсируем разницу.
— Каршеринговые автомобили обычно изношены. Как у вас с амортизацией?
— Наши машины в хорошем состоянии. За полтора года некоторые проехали всего 12 тысяч километров.
— Опыт каршеринга каких стран вы перенимали?
— Мы адаптировались к местному рынку. Вдохновлялись опытом американского Zipcar, но учитывали местные особенности.
— Какие планы у компании?
— Мы планируем расширить парк и внедрить систему поездок в одном направлении. Следующий город — Астана.
Инструкция по использованию
Стоимость сервиса
Регистрация — 950 тенге + тестовый платеж (сумма возвращается).

