Вход

Поговорим с Гурамом Андроникашвили

27 июля 2017 10:30

Гурам Андроникашвили, ForteBank: "В ближайшей перспективе банки продолжат предоставлять банковские услуги, а телекоммуникационные компании — телекоммуникационные".

Студентка KIMEP — Мукаш Ханым, магистрантка программы "Бизнес-администрирование" в Банг Колледже бизнеса при KIMEP University, беседует с господином Андроникашвили о сближении банковского сектора с другими отраслями и различиях между банковскими системами Казахстана и Великобритании.
Гурам Андроникашвили занимает должность Первого заместителя председателя правления ForteBank. Он привез свой опыт работы в JPMorgan из Лондона в Казахстан 7 лет назад. Гурам рассказывает о рыночных инновациях и достижениях ForteBank магистранту KIMEP University.
– Господин Андроникашвили, расскажите о вашем международном опыте работы?Я начал свою карьеру в 2001 году в Лондоне в качестве аналитика в ведущем международном инвестиционном банке JP Morgan, где работал в команде слияний и поглощений финансовых учреждений почти 10 лет. Я отвечал за банки и страховые компании в Центральной и Восточной Европе и участвовал в десятках сделок по приобретению или продаже финансовых учреждений, а также помогал им выйти на IPO на Лондонской фондовой бирже. В 2010 году, уже будучи вице-президентом JP Morgan, меня пригласили в Казахстан для создания одного из лучших банков в стране, который теперь называется ForteBank. Можете назвать различия между банковскими системами Казахстана и Великобритании?Конечно, есть значительные различия. Основное — это зрелость и стабильность банковского сектора. Британская банковская система была создана давно и имеет очень широкий спектр банковских продуктов и глубокую проникновенность среди розничных и корпоративных клиентов, а также высокоразвитые рынки капитала. Банковский сектор Казахстана относительно молод по международным меркам, так как развивался после обретения страной независимости, и, будучи довольно молодым, показал более высокий темп роста и иногда волатильность. Из-за этого казахстанские банки в некоторых аспектах должны были быть более инновационными, чем британские, но с другой стороны, ассортимент продуктов, которые банки предоставляют здесь, обычно меньше, чем в Британии. В последние годы мы наблюдаем стремительное развитие интернет- и мобильного банкинга, что также повлияло на отношения с клиентами. Как ForteBank справляется с этим прогрессом?Мы считаем, что очень важно не только идти в ногу с этим прогрессом, но и быть лидерами и двигателями таких изменений. Интернет и мобильные технологии за последние двадцать лет действительно преобразили мир как для потребителей, так и для компаний, и любая компания, которая не строит свою будущую бизнес-модель с учетом этого, вероятно, не выживет. В ForteBank, рассматривая этот прогресс, мы не ограничиваемся примерами из банковского сектора, а смотрим шире, чтобы понять будущие тенденции и как нам нужно взаимодействовать с нашими клиентами и какие услуги им понадобятся в будущем. Мы изучаем многие отрасли и компании, и пример, который мне нравится приводить, — это Netflix. Раньше, чтобы посмотреть фильм, нужно было пойти в местный видеопрокат, такой как Blockbuster, и взять фильм на кассете или DVD, который нужно было вернуть через несколько дней. А теперь, с Netflix, вы можете просто включить компьютер, мобильный телефон или планшет и смотреть практически любой фильм, где бы вы ни находились. Кроме того, Netflix предлагает своим клиентам рекомендации о том, что им стоит посмотреть, основываясь на их предыдущей истории просмотров и других факторах, так что каждому клиенту даже не нужно тратить много времени на выбор, что смотреть. В итоге Netflix предоставил услугу, которая была необходима клиенту, и это одна из причин, по которой Blockbuster в конечном итоге обанкротился. Банковская сфера в этом отношении очень похожа, потому что мы предоставляем услугу, которая не является физической, т.е. клиенту не нужно физически находиться в отделении банка, чтобы воспользоваться банковскими продуктами. Это означает, что ForteBank должен быть в состоянии предоставлять свои услуги нашим клиентам в любое время дня и ночи, где бы они ни находились. Для этого в прошлом году мы внедрили совершенно новую систему интернет- и мобильного банкинга для наших клиентов, которая была разработана при помощи Monitise из Великобритании — одного из ведущих разработчиков технологий для финансовых услуг в мире. Я считаю, что у нас одна из самых быстрорастущих платформ мобильного банкинга в Казахстане, которая за менее чем год выросла до более чем 100 000 пользователей.

Какова роль инноваций в ForteBank в контексте IT?Инновации являются одной из ключевых ценностей нашего банка, и мы понимаем, что для прогресса в этом мире мы должны постоянно внедрять новшества и меняться. Чтобы быть абсолютно точными, ценность, которую мы определили в банке, — это передовой опыт, что означает, что мы не просто сами внедряем инновации, но и изучаем другие банки и отрасли, используя лучшие примеры в ForteBank. Мы не считаем, что инновации — это то, что мы должны пытаться делать, мы считаем, что инновации должны быть частью нашей культуры, частью нашей повседневной работы. Каждый день мы думаем, как мы можем предоставить нашим клиентам услуги более удобным и простым способом. У нас есть сильная IT-команда в банке, но, как и любой банк в Казахстане, мы не можем конкурировать с международными гигантами IT-индустрии. Поэтому подход, который мы используем, заключается в разработке внутренних решений, которые мы используем исключительно в нашем банке, и использовании решений, уже разработанных мировыми лидерами в конкретных областях. Такой подход делает наши услуги намного лучше и быстрее для разработки и представления нашим клиентам. Как, по вашему мнению, открыты к инновациям банковский сектор в Казахстане?Я считаю, что он относительно инновационный, но, как и везде, такие инновации движутся несколькими игроками на рынке, а затем остальные участники пытаются копировать идеи. Я могу привести несколько примеров, которые были внедрены ForteBank. Мы были одним из первых банков в стране, предоставившим кэшбэк до 15% по нашим картам и возможность снимать деньги бесплатно в любом банкомате страны. Мы считали, что нашим клиентам очень понравится эта услуга, так как ранее банки обычно создавали препятствия для использования карт, взимая плату за каждую транзакцию или устанавливая необоснованные комиссии за использование банкоматов других банков. Наши клиенты действительно оценили наш продукт, и в среднем мы видим, что они тратят почти в 1,5 раза больше денег, используя карту ForteBank, чем средний клиент на рынке. В этом году мы видим, что пять или шесть банков в стране внедрили кэшбэки для своих клиентов. Другой пример, который я могу привести, — это дизайн и планировка наших физических отделений. Прежде всего, мы разделили наши отделения для розничных и малых и средних предприятий, так как они требуют совершенно разных услуг, но ранее банки обычно предоставляли их в одном и том же месте. Теперь ForteBank — один из самых быстрорастущих банков для МСБ в стране, и только в прошлом году он был одним из двух банков в Казахстане, финансируемых ЕБРР для развития МСБ. Кроме того, войдя в наше отделение, первое, что увидят клиенты, — это зона самообслуживания, где наши менеджеры помогают клиентам научиться использовать наши интернет- и мобильные сервисы для повседневных банковских продуктов. Мы не рекламируем наше мобильное банковское приложение, но, как уже упоминалось, более 100 000 клиентов используют его из-за его доступности и простоты использования.

Можете описать активность IT и телекоммуникационных компаний в банковском секторе?Существует длительное обсуждение интеграции банковских и мобильных услуг по всему миру. Однако мы видели очень мало примеров, когда телекоммуникационные компании также предоставляют банковские услуги на крупных международных рынках. Это кажется простым и очевидным для пользователя, потому что у всех, кажется, есть мобильный телефон, и, следовательно, каждый может использовать мобильные банковские услуги. Но на данный момент я не видел комбинации телекоммуникаций и банковского дела на значительных рынках. Основная причина, по которой это не происходит, на мой взгляд, заключается в том, что это принципиально разные бизнесы. Я думаю, в будущем мы увидим какие-то совместные предприятия или партнерства между банками и телекоммуникационными компаниями, но банки по-прежнему будут предоставлять банковские услуги, а телекоммуникационные компании — телекоммуникационные услуги, и все будут сосредоточены на своих ключевых компетенциях. Как быстро мировые банковские инновации внедряются в Казахстане?Сегодня, главным образом благодаря интернету, скорость передачи знаний и инноваций очень высока. Когда банк представляет что-то где-то в другой части мира, мы видим это быстро, потому что стараемся быть в курсе новостей, читаем отраслевые журналы и обсуждаем их с нашими международными коллегами. Поэтому я считаю, что скорость инноваций и изменений очень высока. Я бы сказал, что Казахстан отстает от мировых лидеров в области банковских инноваций всего на несколько лет, и этот разрыв сокращается. В ForteBank мы стараемся ускорить внедрение инноваций и повысить качество предоставляемых услуг. Как вы преодолеваете препятствия при внедрении инноваций и новых услуг?Как правило, банковский сектор строго регулируется, и банки подчиняются законам и нормативам национальных банков. Это работа регуляторов — быть очень консервативными и решать, какие лучшие пути развития банковского сектора. Поэтому иногда банки хотят делать что-то быстрее, чем это позволяет регулятор. Мы очень тесно работаем с Национальным банком Казахстана и часто обсуждаем с ними идеи изменений и способы предоставления лучших услуг нашим клиентам, и у нас есть значительный прогресс, потому что они понимают, что эти изменения необходимо применять, поэтому нормативные акты и законы должны быть изменены, чтобы это позволить. Конечно, есть трудности, не так просто сделать что-то новое, но мы считаем, что вместе с правительством и Национальным банком мы можем внести правильные изменения, чтобы изменить ситуацию. Каково ваше мнение о развитии банковского сектора в Казахстане? Какие направления будут в приоритете в ближайшие несколько лет?Я думаю, что есть одно направление, в котором будут двигаться большинство банков — дистанционные услуги и продукты для клиентов. В будущем любой клиент, желающий получить кредит или открыть депозит, не должен будет идти в банк, он сможет сделать это напрямую на мобильном телефоне. Затем последуют дальнейшие разработки, например, криптовалюты, цифровые кошельки, но я думаю, что они не будут видны широкой публике еще несколько лет.

Источник