Вы работаете в гипермаркете и ежедневно выполняете свои обязанности с ответственностью. Это не осталось незамеченным, и однажды вас повышают до управляющего. Отличная новость! Но вместе с ней появляется множество новых задач. Нужно увеличить продажи, привлечь больше покупателей, сократить издержки. К тому же происходят непредвиденные события: девальвация, рост цен на товары, персонал требует повышения зарплаты. Как справиться с этими вызовами и сколько ошибок можно допустить? Хорошо, когда все это происходит в условиях бизнес-игры, где в безопасной среде можно экспериментировать со стратегией. Подробнее о бизнес-симуляциях рассказал наш собеседник Дмитрий Дмитриев.
— Дмитрий, во время нашей встречи вы упомянули, что даже опытные руководители забывают о своих должностях и погружаются в бизнес-игру буквально через 30 секунд после ее начала.
— Страсть к игре заложена в человеческой природе, потому что мы все в какой-то мере остаемся детьми. Существуют различные бизнес-игры. Есть бизнес-симуляции, где нужно много думать, читать финансовые отчеты, считать. Это увлекает топ-менеджеров. Есть игры, где они собирают конструкторы, бегая от одного стола к другому. Однако у крупных управленцев часто есть страх перед игрой. Вдруг они ошибутся на глазах у подчиненных, тренер укажет на ошибки, и авторитет пострадает. Это зависит от атмосферы в компании. В одной компании все обращаются друг к другу на "ты", в другой — все проходят по пропускам, у СЕО свой лифт. Это ни хорошо, ни плохо, просто в одних структурах подходят одни бизнес-симуляции, в других — другие.
— Получается, что бизнес-симуляции сейчас являются частью делового образования в корпоративном секторе?
— Компании в Казахстане и России осознали, что нужно повышать свою эффективность. Причин много: возрастающая конкуренция, прошедшая девальвация, отсутствие большого потока нефтяных денег. Важной частью этого процесса является обучение персонала, раскрытие его потенциала и развитие профессиональных компетенций. Если людей не обучать, они уйдут. Есть история об этом. Финансовый директор компании и СЕО беседуют. Первый говорит: "А вы не боитесь, что мы обучим своих сотрудников, а они уйдут?" На что СЕО отвечает: "Я боюсь, что они не обучатся и останутся". Все больше компаний понимают, что есть навыки, которые в формате тренинга или лекций не развить, поэтому они обращаются к бизнес-симуляциям и бизнес-играм. Они могут быть очень простыми, как упражнения на 1,5-2 часа, или серьезными симуляциями на 2-3 дня, отражающими процессы в конкретной индустрии или компании.
— Каждой отрасли своя игра?
— Существуют узкоспециализированные симуляции, а есть универсальные игры для развития soft skills (мягких навыков). Например, для межличностных коммуникаций. Они одинаковы для всех компаний, потому что везде работают люди. Где-то сотрудники достигли профессионального потолка, и его нужно пробить, где-то необходимо сплотить команду. Есть цифровые и настольные симуляции. В первых нужно просто нажимать кнопки на клавиатуре, компьютер обрабатывает решения и выдает результат. Преимущество настольных игр в том, что все происходит на глазах, вы видите все процессы в реальности.
— От чего зависит решение компании использовать симуляцию?
— Это зависит от осознанности и готовности руководства меняться и развивать компанию. Бизнес-симуляции помогают понять, как решения и действия влияют на успех бизнеса, адаптироваться к изменяющимся условиям рынка, оценить стратегические риски. Как-то мы проводили симуляцию и анализировали финансовые результаты с менеджерами среднего звена. В конце СЕО сказал заключительное слово, а наши игроки стали задавать сложные финансовые вопросы. СЕО спросил нас, что мы сделали с их сотрудниками, они стали думать как финансисты. В другой компании директор по стратегическому развитию впечатлился игрой и предложил ее начальникам рудников и фабрик. В таких компаниях часто возникает вертикальное сопротивление, когда головной офис задает планы, а производственные подразделения считают их невыполнимыми. Мы сделали рядовых сотрудников управляющими на два дня. Они увидели причинно-следственные связи и сами поставили цель в 100 тыс. тонн, потому что иначе расходы возрастают, компания становится неэффективной в долгосрочном плане и зарплата сокращается. Результат симуляции: отпадают претензии к начальству, возникает включенность в работу, каждый увидел свой вклад в общее дело. Бизнес становится сложным, анализировать потоки информации, видеть причины и следствия решений сложно. Например, нанимая нового директора по маркетингу, акционеры могут только через 5 лет понять, правильное ли решение они приняли. Бизнес-симуляция позволяет сделать это за день.
— Вашими активными клиентами являются местные компании или иностранные представительства в Казахстане?
— Я бы разделил их на три категории. Первая — компании госсектора, например, "Самрук-Казына". Мы работаем с топ-менеджерами проекта трансформации группы. Вторая категория — иностранные компании. Глобальные организации знакомы с бизнес-симуляциями, их подразделения используют их. Они либо приглашают консультантов на местном рынке, либо привлекают кого-то из своей сети. С местными компаниями сложнее. В Казахстане активно развивается банковская индустрия, она запрашивает много симуляционных решений. Также можно отметить добывающий сектор, ритейл, компании FMCG (производственного сектора). Однако бизнес-симуляции как инструмент подходят не всем компаниям одной отрасли.
— С чем это связано?
— Когда компания хочет такую же игру, как у других, возникает вопрос: насколько она осознанно подходит к использованию бизнес-симуляции? Возможно, она не поможет.
— Две разные компании не могут играть в одну и ту же игру?
— Могут, но результат будет разным. Кто-то использует инструмент для простого тимбилдинга. Нам говорят, что вечером всей командой едут на шашлыки и нужно что-то веселое. Бывает, компания требует изменений сотрудников в рамках четко обозначенных ожиданий. А есть клиенты, которых мы выбираем осознанно, когда бизнес имеет возможности для внутреннего роста и готов развиваться для внешнего рынка.

