Вход

Почему Carrefour покидает рынок Казахстана

30 мая 2017 17:08

Мнения эксперта Бекнура Кисикова, руководства гипермаркета и ТРК Grand Park о закрытии магазина

Закрытие магазина Carrefour в Алматы с 2 июля стало известно из сообщения, опубликованного на странице Carrefour Kazakhstan в Facebook.

Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz обратился к вице-президенту Казахстанской ассоциации франчайзинга Бекнуру Кисикову, чтобы узнать его мнение по этому поводу. «Я ожидал, что события вокруг Carrefour могут развиваться именно так... И это печально. Я предполагал, что Carrefour не продержится долго, потому что розничная торговля в Казахстане убыточна», — признается Бекнур Кисиков.

Он также высказал предположение, почему Carrefour решил свернуть свой бизнес в Алматы. «Конечно, я не знаю всех причин, почему эта сеть гипермаркетов закрывается, но у меня есть догадки. Считаю, что розничная торговля у нас убыточна, и управлять ею в наших условиях очень сложно. Недавно с рынка ушел Green, несколько лет назад российская сеть гипермаркетов „Пятерочка“ закрыла свои магазины. Управлять розничной торговлей в текущих условиях сложно, необходим квалифицированный персонал, налаженная работа с поставщиками, грамотная ценовая политика. Когда сеть Carrefour только выходила на рынок Алматы, казалось, что она правильно подобрала ассортимент и ценовую политику. В тот момент требовались сети с демократичными ценами, которые довольствовались бы небольшой маржой и зарабатывали за счет оборота. Именно такие гипермаркеты выживают в кризис», — рассказывает Kapital.kz Бекнур Кисиков.

Он отметил несколько факторов, почему, по его мнению, Carrefour решил уйти. «Первая проблема — снижение покупательского спроса на продукцию. Многим кажется, что Carrefour — это дорогой гипермаркет, и многие предпочитают закупаться в Magnum или на рынках. У большинства сложилось впечатление, что Magnum — это гипермаркет с самыми доступными ценами. Предполагаю, что Carrefour не удалось изменить менталитет казахстанцев по своей ценовой политике и сформировать лояльную аудиторию, которая приезжала бы за продуктами в любое время. Вторая проблема — удаленность от жилых районов. Считаю, что расположение Carrefour в торговом центре Grand Park Almaty не совсем удачное. В США есть дискаунтеры, расположенные далеко от населенных пунктов, но там формат магазинов таков, что покупатели готовы преодолевать расстояния ради скидок и комфорта. У нас в Алматы к такому формату еще не привыкли, жители предпочитают закупаться поблизости от дома. Третья проблема — слабая рекламная кампания Carrefour. Я не видел рекламы, кроме презентации в начале запуска проекта: ни билбордов, ни листовок. Складывается ощущение, что это направление не было проработано. Розничная торговля — это постоянная работа с потребителями. Мне кажется, что в маркетинге у сети произошел сбой», — заметил Бекнур Кисиков.

Также глава Казахстанской ассоциации франчайзинга подчеркнул, что Carrefour мог принять решение о выходе с рынка Алматы из-за финансовых проблем. «Если это франшиза, то она требовала определенных вложений и роялти. Представьте, гипермаркет пытается встроиться в демократичный сегмент, где уже работают местные ритейлеры, знающие рынок. Это очень трудно. Если предположить, что у казахстанского Carrefour были кредитные обязательства, по ним нужно было отвечать. Возможно, возникли трудности, если это были краткосрочные обязательства, и маржа не успевала. Вспомните, российский дискаунтер „Пятерочка“ ушел с рынка, в том числе из-за проблем с кредитами. Вообще, бренд Carrefour — отличный бренд, я хотел бы, чтобы он остался у нас. Если бы такие крупные иностранные бренды чаще приходили в Казахстан, это бы свидетельствовало о том, что у нас можно работать», — поясняет Бекнур Кисиков.

Генеральный директор гипермаркета в Казахстане Сынг Дэ Рю назвал причины закрытия магазина. Одна из них — высокая конкуренция: за год недалеко от Carrefour открылись три аналогичных магазина. «Основная причина — девальвация и жесткая конкуренция. Закрытие магазина не означает, что компания Majid Al Futtaim Hypermarkets Kazakhstan (владелец франшизы) уходит из страны. Компания будет следить за экономической ситуацией и не исключает возможность возвращения на рынок РК в будущем», — отметил Сынг Дэ Рю.

Carrefour расположен в ТРК Grand Park. Генеральный директор торгово-развлекательного комплекса Габит Бейсенбаев сообщил, что уже поступают заявки от известных гипермаркетов, готовых занять торговую площадь. «Уход Carrefour не приведет к повышению цен на товары и не уменьшит их ассортимент. В любом случае выигрывает потребитель за счет высокой конкуренции на рынке», — уверен Габит Бейсенбаев.

Напомним, французская сеть магазинов Carrefour, вторая в мире после американской Wall-Mart, вышла на казахстанский рынок в феврале 2016 года. Магазин открылся в торговом центре Grand Park Almaty. В прошлом году планировалось открыть около десяти магазинов Carrefour. На открытии первого магазина присутствовал генеральный консул Франции в РК Патрик Ренар, было представлено 30 тыс. наименований товаров, включая бакалею, товары для дома, бытовую технику, спорттовары и текстиль.

Патрик Ренар годом ранее сообщал, что ожидает усиления местных малых и средних предприятий, так как Carrefour уже работает с пятьюстами поставщиками из Алматы и других регионов Казахстана.

Источник