Предпринимательство — это не просто красивый образ, а полноценная профессия, требующая глубоких знаний и навыков. Если в 90-е годы успех достигался через связи и настойчивость, то сегодня успешный бизнесмен — это профессионал с обширным багажом знаний. О важности понимания деталей, о том, как преодолеть кризис и создать команду мечты, «Капитал.kz» рассказал предприниматель и основатель международной школы системного бизнеса «Бизнес-Конструктор» Кирилл Куницкий.
Недавно он выступил в Алматы с программой «Построение отдела продаж». Зал был переполнен, в холле во время кофе-брейка шёл активный обмен визитками и впечатлениями, топ-менеджеры обсуждали экономическую ситуацию и рекомендации спикера. Это неудивительно, ведь на его счету не только успешный проект «Бизнес-Конструктор» и ряд компаний в различных отраслях, но и обширная база знаний с эффективными решениями для разных сфер бизнеса.
— Кирилл, расскажите, пожалуйста, как вы пришли к идее создания компании «Бизнес-Конструктор»?
— Я долгое время владею несколькими компаниями и часто сталкивался с нехваткой централизованных источников бизнес-образования, особенно тех, которые помогут собственнику эффективно управлять своей компанией. Традиционные источники знаний для бизнесмена — это программы MBA, литература и тренинги по разным отраслям. На мой взгляд, они не всегда дают необходимые компетенции. Понимание потребностей рынка в единой системе знаний по управлению бизнесом и стало катализатором создания школы системного бизнеса «Бизнес-Конструктор».
— Вы упомянули о вашем опыте управления. Какие компании входят в ваш актив?
— В настоящее время я являюсь учредителем трех компаний, помимо «Бизнес-Конструктора», — в сфере логистики, экспорта сельскохозяйственной продукции и производства. В них работают отличные команды, которые применяют те же инструменты, что и в БК.
— Сколько времени потребовалось, чтобы проект стал успешным? Каким он был на старте и что представляет собой сегодня?
— Компания была создана четыре года назад и начала развиваться в Украине, а затем вышла на международный уровень. Мы работаем онлайн с русскоязычным миром и офлайн в Украине, Казахстане и Чехии. За это время нашими клиентами стали более 10 000 собственников и управленцев компаний.
«Бизнес-Конструктор» объединяет школу системного бизнеса, консалтинговую компанию и рекрутинговое агентство. Мы не только обучаем собственников, но и помогаем решать управленческие проблемы — проводим реструктуризации, оптимизируем бизнес-процессы, подбираем персонал, внедряем управленческий учет и запускаем стратегическое планирование. Обучение проходит в формате «обучение действием», где собственники компаний сразу внедряют полученные инструменты в своих компаниях с нашей поддержкой.
Помимо этого, мы закрываем две важные потребности: качественное окружение и времяпровождение (lifestyle). Внутри БК создан клуб Business Lifestyle, который организует бизнес-яхтинг, горнолыжные поездки и другие мероприятия.
— Сегодня многие эксперты говорят о скором исчезновении MBA. Согласны ли вы с этим?
— Да, я считаю, что это происходит. Скорость изменений в управлении бизнесом очень высока. Знания нужно получать от практиков. То, что было актуально 5−10 лет назад, теряет значимость. В MBA часто преподают теоретики, а информация перегружает предпринимателя. После программы MBA остаются лишь приятные воспоминания и несколько полезных знакомств. Бизнес — это динамичная среда: получил новые знания — сразу внедрил. MBA сравним с покупкой всех возможных лекарств в аптеке, но наличие медикаментов не гарантирует излечение без рецепта. Наш формат — это дозированное решение по рецепту.
— Должен ли собственник быть компетентным во всех аспектах своего бизнеса?
— Мы живем в среде с низкой культурой ведения бизнеса. Даже если нанять опытного сотрудника, нет гарантии на грамотное выполнение обязанностей. Если у собственника нет понимания, как должна функционировать каждая зона компании, он ставит бизнес под угрозу. Бизнес состоит из одних и тех же компонентов, и в них можно разобраться. Три месяца интенсивной подготовки дают предпринимателю возможность понять, как работает его бизнес, и получить необходимый набор компетенций.
— Были ли случаи, когда руководители кардинально меняли сферу деятельности после вашего обучения?
— Да. Например, компания, занимавшаяся поставками кормов, переквалифицировалась в экспертную организацию, улучшая процессы кормления. Мой курс направлен на то, чтобы собственник самостоятельно принимал такие решения.
— Вы меняете восприятие бизнеса? Это психологическая работа?
— Недавно одна из владелиц крупной сети сказала, что я не обучаю, а меняю ДНК бизнесменов. Изменив ДНК, можно начать достигать результатов. Важно задать себе вопрос: каким я должен быть, чтобы изменить компанию?
— Можно ли в кризис изменить компанию? Как выжить в период спада?
— Главное — исходить от потребностей рынка, которые не покрыты конкурентами. В кризис востребованы эффективность и оптимизация, поэтому компании, предлагающие такие услуги, имеют потенциал. Также стоит обратить внимание на экспортную деятельность, Казахстан имеет отличный экспортный потенциал.
— Как происходит отбор кандидатов на ваши курсы? Кто может стать слушателем?
— Мы проводим диагностику, оцениваем компетенции кандидата и уровень развития компании. К нам приходят люди с действующим бизнесом. Иногда мы помогаем стартапам, если они предпринимают действия. Людям с высоким уровнем компетенций мы рекомендуем точечные знания. Мы бережно относимся ко времени клиентов и стараемся, чтобы они получали реальные результаты после обучения.
Методология работает эффективно, если собственник выполняет все рекомендации. Большинство программ веду я, но у нас есть тренеры по нишевым отраслям — финансисты, аналитики, HR-специалисты. Процесс интерактивный, с бизнесменами работает команда кураторов и консультантов.
— Команда — залог успеха бизнеса. Как собственник должен строить отношения с сотрудниками?
— Важно создать командный режим управления, когда собственник говорит не «я», а «мы». Нужно уделять внимание подбору сотрудников, их обучению, развитию компетенций, сплочению коллектива и созданию корпоративной культуры. Сильная команда — это мультипликатор усилий собственника.
— Должен ли предприниматель обучать своих сотрудников?
— Обязательно. На рынке труда мало профессионалов, и для роста компания должна внедрить систему обучения. Под каждого сотрудника должен быть составлен профиль компетенций и разработана система обучения. Обязательна аттестация по итогам обучения и регулярная оценка персонала.
— Можете поделиться лайфхаками для казахстанских бизнесменов?
— Во-первых, выберите нишу с ограниченной конкуренцией и неудовлетворенной потребностью, создайте качественный продукт. Во-вторых, постройте систему продвижения, привлекающую клиентов. В-третьих, создайте эффективную организационную структуру с четким распределением ответственности. В-четвертых, регулярно пересматривайте команду, следите за ее эффективностью. И не забывайте грамотно управлять финансами, внедряя ключевые управленческие отчеты.

