Вход

Потребитель созрел для покупки вещей отечественного производства

03 мая 2017 09:40

Дизайнер Айгуль Касымова о том, почему ателье — это уникально и как она завоевала рынки России, Италии и Саудовской Аравии

«Если одежда не соответствует характеру человека, он не будет её носить и не будет в ней счастлив», — уверена Айгуль Касымова, дизайнер одежды и владелица ателье AIGUL KASSYMOVA. Женщины, которые приходят за индивидуальными нарядами, для неё — партнёры. «Создание изделия — это ответственность обеих сторон. Особенно, если клиент впервые, мы уточняем, для кого вещь, куда её будут носить, каковы предпочтения, и затем предлагаем варианты. Это совместная работа», — объясняет она.

16e0c8bb7925d256526935ac31a.png

Во время беседы в ателье заглядывают посетительницы. Пообщавшись с ними, Айгуль возвращается с улыбкой и продолжает рассказывать о своём 20-летнем бизнесе, о том, как училась и как вышла с коллекциями в Париж, а теперь продаёт их в России, Италии и Саудовской Аравии.

— Айгуль, вы сразу ориентировались на премиальный сегмент?

— В 1997 году, когда мы открывались, таких целей не было. Мы хотели создавать качественные вещи по доступным ценам, и естественным образом развивались. Повышая качество, понимаешь, что требуется больше времени и более дорогие ткани, что отражается на себестоимости.

— Как привлекали первых клиентов?

— Первой клиенткой стала мама моей подруги. Мы повесили вывеску, и люди начали заходить. В нашем деле реклама почти не работает. Главное — сарафанное радио: если человеку понравилось, он расскажет другим.

2219ed2e66e5f104187fb29ac79.png

— С каким капиталом вы начинали?

— Вначале помог муж, выделив $10 тыс. Я закупила оборудование, арендовала помещение. Заработанное вкладывали обратно. В 2003 году мы переехали в нынешнее здание в центре Алматы, сначала выкупив одну квартиру в кредит, потом вторую. Это было нелегко, но сейчас помещение наше.

Потребитель готов к казахстанскому

— Как вы пришли к созданию собственных коллекций?

— К 2006 году казахстанский потребитель был готов к вещам отечественного производства. В 1998-2000 годах это не было потребностью: все смотрели на западное или дешёвое китайское. Сейчас же, создавая коллекции, мы уже продаём их за границей — в России, Италии, Саудовской Аравии.

877fb4684511b7bd5966d6cd9e8.png

— Сейчас больше шьёте по индивидуальным заказам или создаёте коллекции?

— Индивидуальный пошив требует больше времени и тщательности. Коллекции легче: размеры стандартные, делаем экспериментальные образцы, а затем тиражируем. Сейчас мы на уровне 50% на 50% между коллекциями и индивидуальными заказами.

— Было сложно выйти на международные рынки?

— В прошлом году участвовали в выставке в Милане. Для заказов нужно выставляться минимум четыре сезона, но мы получили заказы с первого. Главное для покупателей — качество, адекватные цены и нормальная логистика.

Тонкости и нюансы

— На чём учились делать бизнес?

— На своих ошибках. В 2009 году мы выходили на зарубежный рынок через шоу-рум в Париже, но кризис в Европе заставил нас сосредоточиться на Казахстане. Это был полезный опыт, помогший нам подготовиться к повторному выходу.

9a4624bbd9b7da187b8b136985b.png

Мы пробовали выпускать обувь в Италии, но это оказалось дорого. Сейчас шьём домашнюю обувь и ичиги сами. Если найдём подходящего производителя, будем выпускать больше.

— Где вы находите ткани?

— На мировых выставках, где мы сотрудничаем с проверенными поставщиками. Закупаемся по всему миру: Китай, Италия, Франция, Турция, Корея, Узбекистан. Выбираем по качеству и логистике, чтобы не перегружать покупателя расходами.

В моду возвращаются нормальные ценности

— Как изменились предпочтения клиентов?

— Я стремлюсь к тому, чтобы люди понимали, что ателье — это круто. Это культура, когда человек шьётся в ателье, чтобы выглядеть так, как хочет. Мода изменилась: сейчас ценятся нормальные ценности, выпускницы выглядят скромно и красиво.

— Можете озвучить средний чек?

— Средний чек за работу — около 60 тыс. тенге, а дальше всё зависит от ткани и сложности модели.

— Ощутили ли вы снижение заказов из-за кризиса?

— Кризис сказывается на всех. Мы стараемся шить качественно и находить новые решения для клиентов. Сейчас основной размер заказа — 44, что говорит о том, что наш клиент молодеет.

— Изменился ли объём производства?

— Объём остался прежним, но работать нужно быстрее. Ателье выпускает минимум 100 вещей в месяц. Под брендом AIGUL KASSYMOVA выпускается минимум шесть коллекций в год.

Есть коллекция «Ориентал» — домашние тапочки, ичиги, куртки с вышивками, которые можно носить ежедневно. Также есть коллекция ювелирных изделий и свадебные платья.

В регионах помогают партнёры

— Где вы присутствуете, помимо Алматы и Астаны?

— Мы работаем в Семее, Актобе, Шымкенте, Актау, Атырау через партнёрские программы. Важно найти хорошего партнёра, который понимает местный рынок.

Мы не открываем свои магазины в регионах, а работаем через партнёрские торговые площадки. Это моё принципиальное решение — продавать франшизу или работать по партнёрским программам.

— Когда вы открыли ателье, шили сами?

— В начале я участвовала в процессе, но сейчас занимаюсь управлением и созданием эскизов. Я знаю все этапы производства, но если бы я шила сама, мы не выпустили бы 100 изделий в месяц. Сейчас моя задача — подбор материалов, создание эскизов и руководство.

Источник