Маркетинг имеет множество определений, но мне особенно импонирует то, что он подразумевает взаимовыгодные отношения с клиентами. Это всё, что делает процесс покупки и взаимодействие с вами удобным. Классическим примером является концепция 4P, которая служит основой для полноценного маркетингового планирования (product — продукт, price — цена, place — место, promotion — продвижение). Однако в эпоху информационной насыщенности коммуникации стали еще более значимыми. Это не только PR-инструменты, но и базовые элементы, которые оказывают влияние на бизнес.
Позвольте рассказать о трех реальных ситуациях: одна компания, с которой я сотрудничаю с 2010 года, успешно занимается продажей электроники. За это время я и моя компания потратили у них более 10 млн тенге. В последний раз, когда я хотел приобрести у них ноутбук в подарок на Новый год, менеджер отказалась выдать товар из-за задолженности, не разделяя личную и корпоративную покупки. Это было неприятно, и стало следствием недостаточной внутренней коммуникации в компании. Вопрос был решен, но осадок остался, и теперь я не покупаю у них.
Мы решили запустить производство, продукт которого активно используется в RUMI. Рынок был нам знаком, и мы были уверены в спросе. Мы вложили инвестиции и получили гарантированный заказ. Все шло хорошо, пока не возникли конфликты между нашим и партнерским менеджментом. В результате мы прекратили сотрудничество, и партнеры потеряли значительную часть заказов из-за неспособности наладить коммуникацию с ключевым клиентом.
У нас есть менеджер по автоматизации, который пятый по счету на этой должности, но реализовал в три раза больше проектов, чем предыдущие сотрудники. Его успех обусловлен отличными коммуникационными навыками, которые помогли получить финансирование, убедить руководство в необходимости изменений и оптимизировать расходы.
Коммуникация — естественная черта человека, и для нас это несложная задача. Гораздо сложнее осознать, что правильно выстроенные коммуникации, от человеческих отношений до корпоративных, являются частью нашего успеха, особенно в стране с восточным менталитетом.
Куаныш Шонбай, основатель RUMI Group

