Лидер партии «Ак жол» Азат Перуашев предложил обязать чиновников компенсировать ущерб предпринимателям, причиненный в результате незаконных проверок. Об этом говорится в депутатском запросе фракции, направленном в правительство, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Азат Перуашев привел данные выездной коллегии Генпрокуратуры в Караганде. В 2015 году в регионе было возбуждено 437 дел по лжепредпринимательству, из которых до суда дошли только 7, что составляет всего 1,5%. В 2016 году количество возбужденных дел в той же области увеличилось вдвое — до 948, но до суда дошли только 6%.
«Таким образом, 94−98% дел возбуждаются необоснованно или заканчиваются вымогательством. При этом по всей стране санкциям по данной статье подвергались 35 тысяч из 70 тысяч плательщиков НДС — почти половина стабильно работающего бизнеса. Затем госорганы удивляются, почему увеличивается доля теневой экономики», — отметил депутат.
Он отметил, что во время проверок и расследований нередко изымаются документы, печати, базы данных, банковская и бухгалтерская отчетность, приостанавливаются финансовые операции. Срывается исполнение контрактов, начисляются штрафы и пеня за неуплаченные налоги и кредиты. Даже после закрытия дела предпринимателю некуда возвращаться: бизнес разорен. Такие случаи также обсуждались на коллегии Генеральной прокуратуры, подчеркнул депутат.
Азат Перуашев добавил, что истинными виновниками нередко оказываются не предприниматели, а коррумпированные чиновники. В 2014 году за пособничество лжепредприятиям были привлечены 16 руководителей и сотрудников налоговых органов в Южно-Казахстанской, Акмолинской, Жамбылской, Костанайской областях.
«Однако эти меры сами по себе не компенсируют бизнесу понесенные убытки и не возродят разорившиеся предприятия», — подчеркнул Азат Перуашев.
Существующие нормы КоАП и УК РК не предусматривают возмещение должностными лицами проверяющих органов ущерба предприятиям. Такое возмещение пострадавшая сторона может требовать не от самого виновника, а от представляемого им госоргана, то есть за счет бюджета. Этот подход не только малоперспективен в текущих условиях, но и сомнителен с правовой точки зрения, так как бюджет формируется налогами, уплачиваемыми самими предприятиями. Получается, за нарушения чиновников бизнес должен компенсировать себе ущерб своими же налогами? В чем тогда заключается принцип личной ответственности за преступление?
Учитывая масштабы давления на предприятия со стороны проверяющих органов и задачу, поставленную в Послании Президента «Третья модернизация Казахстана» по развитию массового предпринимательства, демократическая фракция «Ак жол» предлагает правительству и Генпрокуратуре рассмотреть вопрос о введении личной материальной ответственности должностных лиц контролирующих органов за возмещение ущерба бизнесу за незаконные действия, нарушившие законные права и интересы компаний.

