Вход

Как развивается вейп-индустрия в Казахстане

14 февраля 2017 11:08

Объем рынка, тренды и портрет покупателя

Электронные сигареты впервые появились в Казахстане в 2010 году. Отсутствие строгого регулирования и близость к Китаю способствовали постепенному росту рынка. Вейп-шопы становятся все более популярными, постепенно вытесняя крупные табачные бренды. Деловой еженедельник «Капитал.kz» изучил развитие вейп-индустрии в Казахстане, портрет её среднего потребителя и тренды, которые будут определять её будущее.

Алина Смирнова

Объем рынка и тренды развития

Рынок электронных сигарет обладает значительным потенциалом роста как в мире, так и в Казахстане. В 2015 году его объем оценивался в $8 млрд. По прогнозам Bloomberg Industries, к 2050 году этот показатель достигнет $2,3 трлн. В Казахстане вейп-индустрия также демонстрирует рост. По данным Euromonitor, в 2015 году объем рынка составил 5 млрд тенге. Несмотря на девальвацию, рынок продолжал расти и к 2016 году достиг 5,4 млрд тенге. Прогнозируется, что к 2020 году он увеличится почти вдвое до 9,5 млрд тенге. Аналитики отмечают, что спрос на табачные изделия снижается, а потребители все чаще выбирают электронные сигареты. Рыночная доля электронных сигарет в Казахстане за последние два года увеличилась в четыре раза: с 0,3% в 2014 году до 1,4% в 2016 году, по данным агентства MASMI. Возможно, такой рост связан с отсутствием законодательного регулирования и сертификации вейп-продуктов.

Проблемы и возможности

Алексей Смулянский, директор вейп-шопа parok.kz.

«На рынке происходит интересная ситуация. С одной стороны, интерес к вейпингу среди курильщиков снижается. Когда мы открыли вейпшоп в 2015 году, у нас было много клиентов. Сейчас рынок не падает, но количество вейп-шопов растет, что размывает потребителей. Однако количество людей, переходящих на пар, однозначно увеличивается», – говорит Алексей Смулянский.

Похожую ситуацию отмечает Ринат Шамерзаев, генеральный директор сети вейпшопов Vapeteka. «Проблем с открытием не было, но было сложно предсказать предпочтения гостей. Вейпинг – это индустрия вкусов. Сейчас в нашей сети от 150 до 200 вкусов», – говорит он. Основными препятствиями для роста потребления электронных сигарет остаются высокие цены на устройства и расходные материалы, по данным опроса общественного фонда «Аман-саулык», проведенного в 2016 году.

Портрет покупателя

Согласно исследованию ОФ «Аман-саулык», электронные сигареты популярны среди курящих казахстанцев в возрасте 18-29 лет. «Ни один потребитель не назвал электронную сигарету началом курения, все респонденты имели опыт употребления табака до вейпинга», – комментирует Бахыт Туменова, президент ОФ «Аман-саулык». По подсчетам Euromonitor, 3% казахстанских мужчин и 1% женщин используют вейп-продукты. Однако данные вейп-шопов отличаются. Ринат Шамерзаев считает, что в Vapeteka одинаково много женщин и мужчин от 18 до 67 лет из разных сфер деятельности.

Цифры

«Возраст нашего среднего покупателя – от 30 до 40 лет. Мало людей до 25 лет. 18-летних покупателей нет, так как мы не продаем им. 90% наших покупателей – мужчины, в основном деловые люди и офисные работники. Никогда не было много некурящих, начинающих с вейпинга. Таких мы отговариваем», – рассказывает Алексей Смулянский.

Влияние на здоровье

Национальная коалиция «За Казахстан, свободный от табачного дыма» против электронных сигарет. «Производители говорят, что это альтернатива табаку, но они поддерживают психологическую зависимость», – говорит Диляна Бакиева, врач-психотерапевт коалиции. ОФ «Аман-саулык» провел исследование: 34% респондентов положительно относятся к электронным сигаретам, 32% считают их менее вредными, 2% надеются полностью отказаться от курения, перейдя на них.

«Мы должны обеспечить право потребителей на выбор и инновации. Те, кто не может отказаться от никотина, должны иметь возможность перейти на менее опасные продукты», – считает Бахыт Туменова.

По мнению фонда, курильщики готовы к менее опасным продуктам, но нужно больше информации о снижении вреда. Электронные сигареты – молодая категория бизнеса в Казахстане. Она растет, но культура употребления еще не устоялась. Источники фото: freedomworks.org, consumerist.com

Источник