На фоне развития нашей автомобильной индустрии происходят удивительные события. Пока один производитель пытается оправдать свое существование, другой уже четвертый год строит огромный кластер площадью в 745 футбольных полей. В проект уже вложено почти $60 млн, а для завершения первой очереди требуется еще как минимум 160 млн.
Государственные банки единственные, кто может предоставить такой крупный кредит. Поэтому нас посещают президенты «АвтоВАЗа» — сначала Бу Андерсон, а затем Николя Мор. «АвтоВАЗ», обладая 25% плюс 1 акция в проекте «Азия Авто Казахстан», заинтересован в его развитии.
Первая очередь завода рассчитана на выпуск 60 тыс. автомобилей Lada в год по полному циклу, включая сварку и окраску кузовов. Это значительная цифра, учитывая, что в 2013 году «Бипек» продал чуть более 57 тыс. автомобилей этой марки, а в 2016 году — только 8147. С реализацией такого объема могут возникнуть трудности.
В текущих условиях и в ближайшие годы продавать такое количество машин сложно. Разве что с использованием модели поддержки отечественного производителя, как в Узбекистане. Однако «АвтоВАЗ» сам по себе уже обременяет российский бюджет, получая поддержку от госкорпорации «Ростех».
Необходим ли третий завод Lada в ЕАЭС? Учитывая низкие продажи в России (в 2016 году — 266,3 тыс. автомобилей) и убытки от недозагрузки заводов «АвтоВАЗа» и «Лада Ижевск», завод должен продавать 400 000 − 450 000 машин в год, чтобы быть рентабельным. Третья линия конвейера на 220 тыс. машин в год не загружена. Даже Lada 4×4 не заполняет и 20% мощностей. В Ижевске собирают «Весту» и «Гранту Лифтбек», но обсуждается перенос производства в Тольятти, что может привести к закрытию ижевского завода.
Планируется, что усть-каменогорский завод будет экспортировать продукцию в страны ЕАЭС и Центральной Азии. Однако, нужны ли там автомобили Lada в таком количестве? Вероятно, нет. Продажи в экзотических странах, таких как ОАЭ, будут небольшими. А путь на российский рынок при текущей ситуации закрыт.
Глава «АвтоВАЗа» Николя Мор прогнозирует рост продаж автомобилей в России до двух миллионов единиц в год через четыре-пять лет. Но государству стоит тщательно взвесить риски, чтобы избежать финансовых трудностей «АвтоВАЗа» и не перенять узбекскую модель авторетейла.

