Вход

Частным аудиторам предложат проверять торговые точки

20 января 2017 12:26

Эту идею озвучил заместитель генерального прокурора Андрей Кравченко

На Совете по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции в Генеральной прокуратуре Республики Казахстан обсуждались вопросы о проверках малого бизнеса в сфере общественного питания со стороны санитарного надзора и возможности передачи этой практики частному бизнесу, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Как отметил заместитель председателя Комитета по защите прав потребителей Министерства национальной экономики РК — Главный государственный санитарный врач Жандарбек Бекшин, в его ведомстве внедрили модель, ориентированную на оценку рисков. Благодаря этому удалось вывести из-под контроля 56% объектов с незначительным уровнем риска.

«По сравнению с 2011 годом, благодаря внедрению новых стандартов работы, количество проверок предпринимательских объектов сократилось втрое. В 2015 году впервые в санитарно-эпидемиологическом надзоре внедрены новые формы работы — камеральный контроль и отбор продукции, что позволяет контролировать безопасность пищевой продукции без вмешательства в бизнес. Также была внедрена система оценки рисков при определении санитарно-защитных зон предприятий. Так, в 2016 году при камеральном контроле были выявлены 32 крупных участника внешнеэкономической деятельности, которые ввезли в страну более 43 тысяч партий товаров без сертификации. Отбор продукции на объектах торговли позволил контролировать безопасность реализуемой продукции без вмешательства в деятельность предприятий. В результате в 2016 году по сравнению с предыдущим годом на потребительском рынке наблюдается снижение доли несоответствующей продукции почти вдвое — с 26% в 2015 году до 14,4% в 2016 году», — сообщил Жандарбек Бекшин.

Главный санитарный врач страны подчеркнул, что наибольший процент несоответствующей продукции приходится на импортные товары — 79%. На долю отечественной продукции приходится 21%. В настоящее время продукты питания контролируются на содержание ГМО, гормонов роста в животноводческой продукции и фальсификацию молочной и мясной продукции.

Жандарбек Бекшин напомнил, что за последние три года политика по проверочным листам в Казахстане трижды менялась. В 2014 году было 112 проверочных листов по каждой отрасли. В 2015 году санэпиднадзору было предложено сократить их до одного комплексного. Однако в 2016 году вновь предложено увеличить их количество до 45.

«Оценка рисков при определении санитарно-защитных зон предприятий позволила запустить несколько простаивавших производств. Например, производство в городе Актау, которое стояло 10 лет и оценивалось в 42 млн долларов. Недавно мы решили вопрос по молочному заводу в городе Кокшетау по методике оценки рисков. Это позволяет предпринимателям снижать налоги за излишнее содержание санитарно-защитных зон, уменьшать отчисления и повышать прибыльность предприятий», — пояснил Жандарбек Бекшин.

Он добавил, что количество санитарных правил сокращено с 700 до 67, то есть более чем в 10 раз. Также значительно уменьшено количество требований в этих санитарных правилах. В 2010 году их было 14 тысяч пунктов, в 2012-м — 8 тысяч, а в 2016 году их число сократилось до 3,5 тысяч пунктов.

«Это не предел. У нас много объектов для проверки — крупные предприятия металлургии, но они делятся на черную и цветную, и у них свои требования. Объекты торговли имеют свои блоки требований, которые тоже поделены, например, на мелкую розницу. У мелкой розницы всего 12 требований. Для мукомольного производства — 36 требований, по производству дрожжей, БАДов — пять требований и так далее», — рассказал Жандарбек Бекшин.

Заместитель генерального прокурора Андрей Кравченко отметил, что ситуация с проверками малого бизнеса на соответствие принятым нормам на рынке не вполне ясна.

«У меня возникает раздвоенность восприятия. С одной стороны, в магазинах я часто встречаю просроченную продукцию. Недавно, в январе 2017 года, в столичном магазине я увидел хлеб, выпущенный в ноябре 2016 года: его нельзя было резать ножом. И это спокойно продается. Нет никаких сомнений, что этот хлеб можно продать покупателю. В образцово-показательных магазинах я вижу ягоды, покрытые плесенью. Элитный товар в столице — и покрыт плесенью. Встречаю прокисшее молоко и творог, грязь в местах общественного питания, прокуренные помещения, где не хочется находиться, антисанитарию в кинотеатрах, в которые не хочется заходить, хамство в гостиницах и аэропортах. А что происходит в службе такси — в такси Яндекс и Uber ситуация неконтролируемая. Кроме того, у нас развивается интернет-торговля. Вы затронули тему ГМО, но мы далеки от решения этой проблемы в Казахстане. Нам предстоит решить вопрос сервиса и сферы услуг», — сообщил Андрей Кравченко.

Заместитель генпрокурора прочитал справку, в которой говорится, что малый бизнес в Казахстане обременен абсурдными требованиями.

«Я читаю, что одному ИП выдано предписание установить мусорный контейнер с крышкой на бетонированной основе, огражденный с трех сторон сплошной стеной высотой не менее 1,5 метра в течение 16 дней. Или другому ИП предписано оснастить магазин продовольственным оборудованием, материалы которого разрешены к применению на территории Республики Казахстан и государств — участников Таможенного союза. Есть пример по объектам общественного питания — разрешение кондитерских цехов малой производительности с суточной выработкой кондитерских изделий с кремом не более 300 кг, мучных изделий не более 50 кг. Или запрет на ночной завоз пищевых продуктов в объекты, размещенные в жилых зданиях. Никто не спорит, что ночную тишину следует соблюдать в жилых массивах, но при чем тут санэпиднадзор? Или с централизованной стиркой одежды сотрудников столовой, у которых штат всего три сотрудника. Зачем им осуществлять централизованную стирку?!» — удивился некоторым требованиям Андрей Кравченко.

Он поделился своим опытом поездки в США, который предложил перенять в Казахстане.

«В Калифорнии в любом киоске или пункте общественного питания указано, что его проверяет определенная аудиторская компания — все ее телефоны указаны на киоске или в видном месте в пункте общественного питания. И предприниматели очень заботятся о том, что скажет аудитор. Если мы не успеваем все проверять сами, давайте работать с аудиторами. Я хочу предложить прокурорам областей в течение полугода провести большой круглый стол в Генпрокуратуре по защите прав потребителей, куда пригласим предпринимателей и аудиторов. Мне хотелось бы послушать частных аудиторов. Они могут быстро помочь исправить ситуацию. Давайте дадим возможность бизнесу саморегулироваться», — предложил Андрей Кравченко.

Источник