Конкуренция в сфере торговли усиливается, и компании все больше ориентируются на онлайн-продажи. За последний период объем торговли через интернет-магазины увеличился в 3,5 раза. В то же время предприятия увеличивают инвестиции в развитие на фоне сокращения физического объема торговли. Об этом сообщает finprom.kz.
Активность в торговле снижается, и компании пытаются вернуть высокие обороты, увеличивая объем инвестиций в развитие. По итогам первого полугодия текущего года физический объем товаров и услуг в торговле снизился на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Вклад отрасли в формирование национального ВВП сократился до 15,8% с 16,3% годом ранее.
На фоне снижения оборотов торговые компании увеличили объем инвестиций на 38%, или на 30 млрд тенге — за январь-сентябрь 2016 года общая сумма инвестиций в основной капитал составила 109,5 млрд тенге.
Для обновления своих основных фондов торговые компании все чаще обращаются к банковским кредитам. За год объем инвестиций, привлеченных по банковским кредитам, вырос на 4 млрд тенге. Это почти в два раза выше объема банковских кредитов в инвестициях за январь-сентябрь 2015 года.
Доля банковских кредитов в структуре инвестиций выросла до 25% с 18%.
Однако основной объем инвестиций компании изыскивают из собственных средств — за январь-сентябрь 2016 года сумма собственных инвестиций увеличилась на 14 млрд тенге, или на 24%, по сравнению с уровнем годом ранее.
Основными драйверами роста инвестиций в торговую отрасль являются Алматы (50 млрд тенге инвестиций за 9 месяцев 2016 года), ЮКО (17 млрд тенге) и Астана (11 млрд тенге).
На фоне сокращения реальных доходов казахстанцев конкуренция на рынке усиливается. Основная часть инвестиций в отрасли направлена на развитие новых технологий, упрощающих процесс покупок, и поиск новых форматов взаимодействия с покупателями.
Торговля все больше переходит в онлайн, за год объем платежей через интернет в Казахстане вырос в 3,5 раза. Всего за январь-сентябрь 2016 года было совершено 22 миллиона транзакций на общую сумму 192 миллиарда тенге.
Таким образом, в настоящее время более 20% всех безналичных платежей казахстанцев — это покупки в интернет-магазинах.

