Представьте себе: вы заходите в старый салун на Диком Западе. Вокруг пыльные дороги и заброшенные дома. В нос бьет смесь сухого воздуха, пороха и крови. На полу лежит тело девушки, а рядом шериф, который заявляет, что никто не покинет помещение, пока не найдется виновный. Это сценарий квестории — игры, которая превратилась в успешный бизнес.
«Квестории не привязаны к месту — ведущий может приехать с игрой к вам домой, в кафе или на пикник», — делится Алексей Корсун, владелец сети франшиз Questoria. Он рассказывает, как можно построить бизнес, играя в игры.
Игры живого действия
Я всегда увлекался играми: настольными, живого действия, компьютерными. В играх меня привлекал сюжет и возможность влиять на историю своими действиями. Это отличный тренажер для поведения в разных ситуациях. Начинал я с компьютерных игр, учился на программиста, но быстро понял, что мне нужно больше взаимодействия с людьми. Затем я изучил управление, организовал свою фирму и стал консультантом по управлению проектами. На одном из тренингов мне пришла идея: почему бы не использовать опыт в играх живого действия в реальной жизни? Так появилась Questoria. Мы собрали команду сценаристов, редакторов, иллюстраторов и начали создавать интерактивные истории. На момент открытия в 2009 году, это было новшеством в России. Квест-комнаты появились позже, в 2013 году, так что мы были первопроходцами.
Рассказать историю
Наш формат — это больше чем квесты. Это квестория — квест + история. У нас главное — взаимодействие с людьми. В наших играх участники играют друг с другом, а не с предметами. У каждого игрока есть своя предыстория, и как будет развиваться ситуация, зависит от них. У каждого своя цель, и как ее достичь — интригами или силой, харизмой или флиртом — решают сами игроки.
Люди с детства любят играть. Побыть в другой роли — это отличный способ самопознания. В некоторых аспектах это лучше книги или фильма, где вы сопереживаете героям, а здесь вы сами становитесь героем. Изначально мы привлекаем клиентов возможностью прийти на игру по расписанию в одиночку или с другом, но основной доход — это игры на праздники, когда мы проводим их у заказчика дома, в кафе или офисе.
Шляпы, шпаги, револьверы
Наши игры проходят на выезде — дома у заказчика, на пикнике, в кафе, в офисе. Все что нужно для игры — ведущий, буклеты с информацией о персонажах и реквизит — шляпы, шпаги, револьверы, бластеры, маски — все зависит от сюжета. Трудности были в том, что люди просто не знали, что это такое. Мы сталкивались со сложностью объяснения. Когда люди пробовали квестории, они хотели еще. У нас есть постоянные клиенты, которые на каждый свой день рождения заказывают новую квесторию.
Самые популярные игры у молодежи — вестерн «Где-то на Диком Западе» и мистика «Загадка острова Роанок», девушкам нравятся «Тайны Венеции». Для людей постарше — классические детективы «Приют для убийцы» или «Спиритический сеанс». Бывшие поклонники сериалов любят «Мыльную оперу».
Утвердить сценарий
Мы вложили 180 тыс. рублей в разработку первого сценария и рекламу. Основные расходы — это оплата ведущих, реклама, сайт, поддержка франшиз, разработка новых сценариев. В месяц у нас проходит около 500 игр по всей России. Мы представлены в России, Украине, Казахстане, Беларуси, и недавно открыли первый филиал в США. Команда собиралась постепенно, сейчас у нас работает около 50 человек, а в 60 франшизах еще 300. Сценарии разрабатываются 4 месяца, проходят тестирование и улучшение. После того, как мы прогоним игру 200-300 раз, выпускаем новую версию. Со временем у нас появились конкуренты, но это только помогает развивать этот вид досуга.

