Вход

Кукольная реальность: 16+

08 октября 2016 13:01

Современный театр кукол давно перешагнул рамки исключительно детских представлений, трансформировавшись в экспериментальное искусство, ориентированное преимущественно на взрослую аудиторию. В Казахстане пионером этого направления выступает театр «Другая реальность», чей единственный спектакль, философская притча «Жила-была старушка» по Рэю Брэдбери, уже успел привлечь внимание ценителей современного искусства. О вызовах и особенностях создания кукольных постановок для взрослых рассказал сооснователь и актер театра «Другая реальность» Антон Зайцев в интервью корреспонденту делового еженедельника «Капитал.kz».

Антон Зайцев подчеркивает, что изначально кукольный театр предназначался для взрослых, выступая на площадях с остросоциальными и политическими сюжетами. Трансформация в исключительно детский жанр произошла в советскую эпоху. Желание создать нечто качественно иное привело его и Наталью Лоскутову к созданию «Другой реальности». Позже к ним присоединился композитор и драматург Мамед Садых-Пур, и коллектив приступил к работе над первой постановкой. Подготовка спектакля «Жила-была старушка» заняла около двух лет, сопряженная с рядом трудностей, включая нехватку профессиональных кадров в Алматы и сложности с изготовлением кукол.

Актер отметил критическую нехватку специалистов по изготовлению театральных кукол в Казахстане. В отличие от зарубежных вузов, выпускающих десятки бутафоров ежегодно, в стране таких специалистов можно пересчитать по пальцам. Процесс создания куклы — трудоемкий и дорогостоящий, занимающий месяцы и требующий участия художника и целого ряда мастеров: резчиков, портных, красильщиков. Стоимость куклы может варьироваться от 500 до 3000 долларов в зависимости от сложности и механики.

Зайцев также выразил надежду на новый выпуск кукольников в академии им. Жургенова, ожидая притока «молодой крови», но с сожалением констатировал упадок кукольного театра в Казахстане, где насчитывается всего пять режиссеров. Мировые тенденции давно ушли от традиционных детских постановок, предлагая глубокие, взрослые спектакли, как, например, трилогия по Ветхому завету в Большом театре кукол Санкт-Петербурга, собирающая полные залы. Однако в Казахстане многие режиссеры продолжают работать в устаревших форматах, не учитывая современные эстетические и смысловые изменения в жанре, несмотря на то, что с появления новых тенденций прошло уже более 30 лет.

Основной барьер, по мнению Зайцева, — это глубоко укоренившийся стереотип о кукольном театре как исключительно детском развлечении, ассоциирующийся с персонажами типа Хрюши и Степашки. Государственные театры опасаются финансовых рисков, связанных с постановкой взрослых спектаклей, которые, по их мнению, не найдут своего зрителя. Тем не менее, «Другая реальность» демонстрирует обратное: их представления со знаком 16+ вызывают любопытство и собирают аншлаги, доказывая наличие интереса к нетрадиционным форматам. Зайцев отмечает, что спектакли, которые они уже играли, проходили при полностью проданных залах.

Театр «Другая реальность» существует исключительно на энтузиазме своих создателей, которые вкладывают собственные средства. Спектакли пока не приносят достаточного дохода. Отсутствие постоянной площадки и необходимость регулярных выступлений для привлечения аудитории остаются серьезными проблемами. Аренда помещения повлекла бы за собой необходимость постановки коммерчески успешных, но менее глубоких спектаклей, что противоречит миссии театра. В настоящее время в работе находятся три новые постановки: две для взрослых и одна для детей, создаваемые в формате «лабораторных спектаклей» без диктата дирекции и планов.

Зайцев признает отсутствие активного поиска спонсоров, но отмечает, что предыдущие попытки в других театрах не увенчались успехом. Коммерческие структуры, как правило, ищут быструю выгоду, а меценаты, поддерживающие искусство из любви к нему, встречаются крайне редко. Он приводит исторический пример Станиславского, чтобы подчеркнуть, что для развития искусства порой приходится идти на компромиссы. Театр «Другая реальность» открыт к диалогу с потенциальными инвесторами.

Источник