Заместитель председателя правления НПП заявляет, что пункты предварительного уведомления (ППУ) на границе между Казахстаном и Россией необходимо ликвидировать.
- Дана Бейсеновна, можете описать текущую ситуацию на границе Казахстана и России в контексте последних событий с введением ограничений на продукцию, требующую ветеринарного и фитосанитарного контроля?
- Казахстан всегда был аграрной страной, и вступление в Союз было для нас привлекательным из-за возможности расширения рынков сбыта для отечественной сельскохозяйственной продукции, раскрытия потенциала в производстве животноводческой и растениеводческой продукции, увеличения товарооборота и экономического сотрудничества с партнерами по ЕАЭС.
Значимость сельского хозяйства для отечественного бизнеса и государства подтверждается статистикой. В 2015 году Казахстан экспортировал животноводческую и растениеводческую продукцию на 2,1 миллиарда долларов США, из которых 0,3 миллиарда долларов США приходилось на страны ЕАЭС, а 1,8 миллиарда долларов США — на рынки третьих стран.
В настоящее время в сфере ветеринарии гармонизированы требования: единые правила ввоза и перемещения грузов, контроль продукции, требующей ветеринарного контроля, и формы ветеринарных сертификатов. Завершается работа над единым перечнем карантинных объектов, фитосанитарных требований и норм обеспечения карантина растений на территории Союза.
Несмотря на проделанную работу по созданию единой документарной базы, которая должна обеспечить свободное перемещение товаров и увеличение товарооборота, на практике возникают барьеры для бизнеса. Правовой фундамент остается невостребованным, а частные инициативы государств создают дополнительные финансовые, временные и документарные издержки для предпринимателей.
Например, в сельском хозяйстве, подлежащем фитосанитарному контролю, по данным Россельхознадзора, на границе России и Казахстана установлено 15 ППУ для ввоза продукции. Машины с казахстанской продукцией должны уведомлять ППУ о прибытии и предоставлять документы для проверки.
Протяженность границы составляет более 7500 км, и частота расположения ППУ — 1 ППУ на 500 км. Однако, согласно постановлению правительства Казахстана, на границе с Россией 51 пункт пропуска, но ППУ сокращают их количество для экспортеров.
При этом компетенция ППУ не регламентирована официальными документами, что создает неопределенность для казахстанских производителей и перевозчиков в части сроков проверок, необходимой документации и возможных задержек.
Такая система ввоза продукции в Россию приводит к дополнительным затратам для перевозчиков, которые не могут планировать оптимальные маршруты, что ставит казахстанский бизнес в неравные условия.
Проблемы возникают и при ввозе продукции, требующей ветеринарного контроля. 2 сентября 2016 года Казахстан снял ограничения на ввоз продукции из-за пастереллеза, но в тот же день Россельхознадзор ввел новые условия из-за дерматита, вспышка которого была только в Атырауской области. Эти меры распространяются на всю продукцию из Казахстана.
Постоянные изменения правил не способствуют развитию двусторонних отношений и отвлекают Министерство сельского хозяйства Казахстана от взаимодействия в аграрном секторе Союза. Министерство вынуждено решать частные вопросы и устранять препятствия для экспорта продукции в Россию.
- Каковы основные причины проблем казахстанского бизнеса при перемещении продукции в ЕАЭС?
- Российская сторона оправдывает меры необходимостью контроля и недопущения ввоза продукции, не соответствующей требованиям.
Однако в современном мире контроль осуществляется через информационные системы, которые позволяют отслеживать передвижение грузов и наличие разрешительных документов. Россельхознадзор требует пересылки информации о фитосанитарных сертификатах по электронной почте ППУ, что усложняет процесс.
Отсутствие информационного взаимодействия и регламента взаимодействия между органами при выявлении болезней животных и растений приводит к тому, что уведомление производится после введения мер, и стороны вынуждены адаптироваться к ситуации.
Казахстан и Россия являются участниками Всемирной торговой организации, но международные требования не всегда соблюдаются.
Казахстан обеспокоен децентрализацией власти в России в сфере ветеринарии и фитосанитарии, что подтверждает интервью министра сельского хозяйства РФ Александра Ткачева о том, что каждый субъект Федерации отвечает за безопасность на своей территории, что приводит к экономическому сепаратизму и административным барьерам.
Казахстан всегда своевременно уведомляет страны ЕАЭС о вспышках заболеваний животных и не скрывает подобные факты.
- Какие решения вы предлагаете?
- Наиболее оптимальным решением является упразднение ППУ на границе и совершенствование информационного взаимодействия между органами. Необходимо кардинально решить проблему перемещения продукции в ЕАЭС и на казахстанско-российском участке в частности.
Казахстанские предприниматели не могут планировать перемещения грузов, быть уверенными в своевременной доставке и сохранности репутации, так как действия Россельхознадзора часто неожиданны. Продукция скоропортящаяся, и задержки могут привести к потере товарной ценности.
Цели Союза, заложенные на начальном этапе, теряются в документарной рутине, а гармонизация требований оказывается «бумажной».
Ранее Казахстан экспортировал продукцию на общих условиях, а теперь Россельхознадзор вводит индивидуальные особенности для Казахстана.
Вопрос, что приобретает казахстанский бизнес и экономика от участия в Союзе, становится актуальным.
Свобода движения товаров, предусмотренная Договором, является залогом процветания бизнеса и развития экономик стран Союза. Бюрократия и затруднения подрывают доверие и усложняют торговлю.

