Сейчас заказ такси через мобильные приложения становится стандартом, заменяя традиционный способ, когда нужно было звонить в диспетчерскую, вызывать машину и долго объяснять маршрут. Приложения делают процесс максимально удобным: клиент заранее знает имя водителя и номер автомобиля, может отслеживать поездку на экране телефона и расплачиваться безналично.
Технологичные сервисы постепенно вытесняют нелегальных перевозчиков, однако возникает новая задача – рост количества сервисов при неизменном размере рынка. Недавно на казахстанский рынок пришла компания Uber, и это могло бы создать впечатление, что конкуренции уже достаточно. «Не стоит беспокоиться о тесноте на рынке. Каждый найдет своего клиента», – говорит генеральный директор «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян. В интервью «Капитал.kz» он поделился планами компании по выходу на казахстанский рынок и преимуществами своего приложения.
Расширение рынка
Яндекс.Такси стремится к расширению присутствия на новых рынках. Сейчас сервис работает более чем в 20 городах России, и Казахстан стал следующим шагом. Это новый и интересный опыт для компании. Казахстанский рынок перспективен в плане роста онлайн-сервисов для вызова такси. В данный момент сложностей не возникло, и, скорее всего, они появятся только после запуска. В Казахстане нет строгих ограничений по количеству лицензий, что важно для нас, поскольку мы стремимся стать крупным игроком на этом рынке.
На начальном этапе важно, чтобы автомобили были расположены так, чтобы можно было быстро добраться до клиента. Компании часто сталкиваются с проблемами соотношения количества водителей и клиентов, поэтому необходимо правильно распределить автомобили по городу. Это требует времени и адаптации к рынку.
Наше преимущество в том, что мы не только знаем адреса и расстояния, но и учитываем пробки, рассчитывая маршруты и время поездки с учетом текущей дорожной ситуации.
Новый формат
Бизнес-модель Яндекс.Такси отличается от других. Некоторые компании нанимают водителей или владеют автомобилями, а мы заключаем договоры с местными таксопарками. Эта модель показала свою эффективность в других городах, и мы не планируем ее менять.
Мы выбираем наиболее конкурентоспособные таксопарки, которые зарекомендовали себя на рынке. Важную роль играет автопарк: мы рассматриваем компании с минимум 20 автомобилями. В Алматы мы сотрудничаем с 9 автопарками, имеющими около 150 автомобилей. В целом, к нашему сервису подключено более 70 тысяч автомобилей из 600 таксопарков и диспетчерских.
На запуск в Алматы мы не потратили значительных средств. Основные расходы обычно идут на маркетинг, но мы пока его не запускали.
Такси на автомате
Таксопаркам необходима система автоматизации управления, которая помогает взаимодействовать с водителями. Мы предоставляем программное обеспечение «Яндекс.Таксометр», которое позволяет полностью автоматизировать работу таксопарка. Водители также используют это приложение для получения заказов.
Основная проблема таксистов – короткие поездки, когда клиент находится близко. Наш сервис передает срочные заказы водителям, которые находятся ближе всего к клиенту, что позволяет быстро добраться до места. Клиенты могут следить за приближением машины на карте, а номер автомобиля и телефон водителя приходят в виде смс. Пока оплата принимается только наличными, но в будущем будет доступна и оплата картой.
Все по безналу
Конкуренция среди сервисов положительно влияет на рынок, повышая качество обслуживания и доступность тарифов. Клиенты не тратят время на обзвон компаний, все можно сделать через приложение. У нас есть система контроля качества: таксисты должны присылать фото автомобиля перед началом смены, чтобы мы могли убедиться в его чистоте и исправности.
Безналичная оплата становится все более популярной, но многие клиенты все еще предпочитают наличные. Яндекс.Такси предлагает оба способа оплаты, что особенно важно при выходе на новый рынок. В Алматы пока доступна только оплата наличными, но в будущем мы планируем ввести и безналичный расчет.

