После того как авиакомпания «Эйр Астана» за первое полугодие 2016 года понесла убытки в размере 6,6 млн долларов, появились предположения о возможном повышении стоимости авиабилетов. Однако представители компании заверили, что эти опасения не оправданы, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Резкое повышение цен на билеты после негативных результатов первого полугодия могло бы отрицательно сказаться на деятельности компании, учитывая нестабильность рынка авиаперевозок. Если (любой. – Ред.) перевозчик внезапно увеличит тарифы, это может нанести серьезный ущерб восстановлению рынка. Поэтому мы не планируем резких изменений в тарифной политике. «Эйр Астана» давно не является монополистом: на внутреннем рынке работают четыре авиакомпании, предлагающие международные рейсы, и мы конкурируем с другими международными перевозчиками. У нас нет планов уступать рынок конкурентам через повышение цен – это неразумно», - подчеркнул президент «Эйр Астаны» Питер Фостер.
Он отметил, что компания смогла компенсировать снижение доходов за счет увеличения транзитных перевозок между Европой и Азией. В 2010 году более 10,1 тыс. международных пассажиров «Эйр Астаны» путешествовали транзитом через Казахстан. В 2011 году этот показатель вырос до 56,7 тыс. пассажиров, в 2012 году – до 87,8 тыс., в 2013 году – до 184,8 тыс., в 2014 году – до 202,1 тыс. В 2015 году он снизился до 186,1 тыс. пассажиров из-за новых экономических вызовов в регионе, - отметили в компании.
В 2016 году «Эйр Астана» вновь сосредоточилась на международном транзите. В первом полугодии этого года количество транзитных пассажиров увеличилось на 68% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. В январе-июле транзитом через Казахстан прошло 113 тыс. пассажиров, что составляет 15,7% от общего числа международных пассажиров. Для сравнения, в 2013 году этот показатель составлял 10%, а в 2014 году – 10,6%.
На протяжении последних тринадцати лет авиакомпания оставалась прибыльной. Питер Фостер пояснил, что в 2016 году «Эйр Астана» планирует завершить год с прибылью. «Несмотря на сложные (экономические. – Ред.) условия, ситуация не так плоха, как может показаться. Мы уверены, что сможем завершить год с прибылью, пусть и небольшой», - отметил он.
Напомним, что в ночь на 16 июля в Турции произошла попытка госпереворота, действия разворачивались в Стамбуле и Анкаре. По данным МИДа Турции, погибло более 290 человек. Многие, кто планировал поездки в Турцию, отказались от билетов, что сказалось и на «Эйр Астане». В выходные дни 16 и 17 июля было возвращено 400 билетов по турецкому направлению.
«Люди продолжают путешествовать и планировать отпуска. Мы видим перераспределение трафика по маршрутам в Турцию, например, в Дубай, Бангкок, Вьетнам и Грузию. После теракта в Ницце небольшое число пассажиров также вернуло билеты. До конца 2016 года мы не планируем открывать новые рейсы», - сообщил Питер Фостер.
Ранее сообщалось, что в 2016-2020 годах в рамках приватизации на IPO будут выведены несколько компаний, включая «Эйр Астану». Питер Фостер уточнил, что выход на IPO намечен на 2017-2018 годы. Сегодня, 22 июля, на встрече с журналистами он сообщил, что компания планирует провести IPO в 2018 году.
«Мы уже начали подготовительную работу. В начале 2017 года планируем назначить инвестбанкиров. Ожидаем, что они смогут определить дату листинга к концу следующего года», - отметил Питер Фостер.
Напомним, «Эйр Астана» начала выполнять регулярные рейсы 15 мая 2002 года. На сегодняшний день маршрутная сеть компании охватывает более 60 международных и внутренних направлений из хабов в Алматы и Астане. Воздушный флот включает 30 самолетов Boeing 767-300ER, Boeing 757-200, Airbus A320 и Embraer E190.
51% акций авиакомпании принадлежит ФНБ «Самрук-Казына», остальные 49% - британской компании BAE Systems.

