Вход

Ритейлерлердің кірістері үш айда 3 трлн теңгеден асты

14 июля 2016 14:49

Малые предприятия торговли демонстрируют резкий рост

Покупательский интерес смещается от крупных ретейлеров к небольшим торговым точкам. В первом квартале 2016 года доходы малых торговых предприятий удвоились, в то время как у крупных и средних они снизились на 4%, сообщает Finprom.kz.

Хотя рентабельность продаж в малом секторе снизилась за год, она все еще остается выше, чем у крупных компаний.

Свободное плавание тенге вернуло покупателей на внутренний рынок и способствовало росту доходов торговых предприятий. В январе-марте 2016 года общий доход крупных, средних и малых торговых компаний достиг 3,1 трлн тенге, что на 39% превышает уровень выручки за аналогичный период 2015 года.

f864f0253190d4afb9379a801d5.png

С конца 2014 года до середины 2015 года рынок розничной торговли Казахстана находился под давлением из-за сильного тенге по сравнению с валютами соседних стран, что привело к смещению покупательского спроса в сторону более дешевых российских товаров. В тот период малые предприятия особенно пострадали, их квартальная выручка в начале 2015 года упала до рекордно низкого уровня в 842 млрд тенге. В то время как доходы крупных и средних ретейлеров удерживались на уровне 1,4 трлн тенге.

В этом году ситуация значительно улучшилась. За первые три месяца малые торговые предприятия зафиксировали резкий рост доходов до почти 2 трлн тенге. Доходы крупных и средних компаний остались на уровне 1,3 трлн тенге.

ce90156ef49575e6dee42ef2884.png

9058d481bbbe9e245bc0a298325.png

Общая выручка от торговли сокращалась на протяжении 4 лет, с пика в 2,6 трлн тенге в январе-марте 2011 года она снизилась до минимума в 2,1 трлн тенге в 1К2015 года. В этом году доходы торговых предприятий выросли до 2,8 трлн тенге.

Основной вклад в рост общей выручки внесли малые предприятия, их доходы от основной деятельности по сравнению с 1К2015 года увеличились на 824 млрд тенге, в то время как доходы крупных и средних предприятий снизились на 87 млрд тенге.

Непрофильные доходы (от финансирования и прочие) практически не влияли на общий объем выручки, их доля составляет не более 7%. Однако за год сумма таких доходов удвоилась, с 120 млрд тенге до 245 млрд тенге.

72b8195197f2ad1c9077df62b3a.png

Крупные ретейлеры стараются компенсировать снижение выручки от продаж за счет финансирования и других непрофильных доходов. Их доля в крупных компаниях выросла с 7% до 10%, сумма увеличилась до 129 млрд тенге с 93 млрд тенге.

Малые предприятия увеличили непрофильную выручку в 4,3 раза, с 27 млрд тенге до 116 млрд тенге, но их доля в общей сумме доходов составляет всего 7%.

Рост доходов, поддержанный девальвацией, сопровождается увеличением расходов в ретейл-секторе. При доходах в 3,1 трлн тенге расходы за январь-март 2016 года составили 3 трлн тенге. За год затраты крупных, средних и малых предприятий выросли также на 39%.

Особенно резко увеличились расходы малых торговых предприятий. За год они выросли более чем в 2 раза, с 813 млрд тенге до 1,7 трлн тенге. Затраты крупных и средних ретейлеров в январе-марте 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократились на 4%, до 1,3 трлн тенге.

Рентабельность продаж в малом секторе в 1К2016 года составила всего 3% против 4% годом ранее. Эффективность продаж крупных и средних предприятий выросла до 2% с 1% за год.

c4627103349f0d34c5b8d6c6785.png

7632321f7938175829a1a6297d3.png

Источник