Переход на экологически чистые товары становится глобальной тенденцией с 50-х годов прошлого века. Сегодня это не только мировой тренд, но и перспективное направление бизнеса. По данным аналитиков, объем мирового рынка сертифицированной органической продукции в 2016-2017 годах превысит 100 млрд долларов. Казахстанские производители активно поддерживают эту тенденцию, и спрос на экопродукты в стране продолжает расти, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
В 2015 году в Казахстане был принят Закон «О производстве органической продукции». Согласно документу, производители обязаны исключить использование синтетических веществ, пестицидов, гормонов, антибиотиков и пищевых добавок, за исключением случаев, предусмотренных правилами производства органической продукции. Применение генетически модифицированных объектов также запрещено. Для получения сертификата соответствия производители должны пройти процедуру подтверждения, что позволяет им использовать национальный знак соответствия органической продукции.
Производством экопродукции занимаются как крупные компании, так и небольшие частные фермы. Они сотрудничают с ресторанами и кафе, а также с магазинами. Например, в 2010 году был открыт завод Казахской академии питания «Амиран», который выпускает лечебно-профилактическое молочное питание. Компания «Био-продукт.кз» также известна как производитель «продуктов оздоровительного и функционального питания».
Магазины экопитания начали появляться шесть лет назад, и многие из них первоначально занимались распространением органической продукции от российских и европейских компаний. Сейчас они ориентированы на отечественных производителей, закупают товары на местных фермах или производят собственную продукцию. Например, основатель магазина BIOrganic.kz создал свою марку органического и натурального питания ANADAR.
На казахстанском рынке также успешно развиваются сети магазинов органических продуктов, такие как Organic, сеть магазинов здорового питания НЛО, магазин органических продуктов QUAN и другие. Некоторые из них предлагают не только продукты питания, но и экотовары для дома, одежду и средства гигиены. Например, магазин ecoplanet.kz специализируется на детских экологически чистых товарах, а мастерская «Теплая» изготавливает детскую мебель из экологически чистых материалов.
Цены на продукцию с приставкой «эко» выше, чем на обычные товары, но разница незначительная. Заместитель директора сети магазинов здорового питания НЛО Гульмира Куракпаева отмечает, что фермерские продукты покупают чаще, несмотря на более высокую цену. Однако разнообразие ассортимента казахстанского производства ограничено, и многие товары приходится закупать за рубежом. «Мы работаем над расширением ассортимента. Всё, чего не хватает, мы можем привезти из других стран», - говорит основатель экомагазина BIOrganic Анна Зверева.
Особый интерес к натуральной продукции проявляют молодые люди. «Молодежь сейчас очень сознательна и стремится к здоровому образу жизни. Взрослые чаще приходят к нам из-за проблем со здоровьем», – делится Анна Зверева.
По словам директора сети магазинов «Органик» Амины Раимбековой, спрос на органические продукты значительно вырос за последние годы.
Замдиректора сети магазинов здорового питания НЛО Гульмира Куракпаева также подтверждает рост спроса. «У нас много постоянных клиентов. Спрос большой, перспективы есть. Нас просят открыть еще несколько магазинов в городе», - говорит она.
Участники рынка уверены, что рынок экопродуктов в Казахстане будет развиваться. «Сельское хозяйство, фермерство, виноградники и яблоневые сады возрождаются, совершенствуется работа крестьянских хозяйств», - отмечает Амина Раимбекова.

