Вход

Телеком саласын шағын кәсіпорындар қолдайды

07 июля 2016 08:28

Рентабельность продаж в телекоммуникационной отрасли достигла 14%

Телекоммуникационные компании продолжают оставаться прибыльными. За период с января по март 2016 года рентабельность продаж в отрасли составила 14%. Наибольший вклад в увеличение доходов вносят малые предприятия, сообщает аналитическая служба Finprom.kz.

В начале 2016 года телекоммуникационный сектор стремился восстановить докризисные темпы роста доходов. В первом квартале текущего года крупные, средние и малые компании отрасли заработали в совокупности 270 млрд тенге, что на 34 млрд тенге больше по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.

Стоит отметить, что первые признаки кризиса в отрасли были замечены в 2013 году — в первом квартале 2013 года доходы телекоммуникационных компаний сократились вдвое по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Некоторое восстановление было достигнуто в 2014 году, когда доходы увеличились на 14%, однако в 2015 году снова возникли проблемы, что привело к резкому снижению темпов роста. В первом квартале 2015 года прирост доходов составил всего 8 млрд тенге.

Основной прирост в первом квартале 2016 года обеспечили малые предприятия, чьи доходы увеличились на 26 млрд тенге, в то время как крупные и средние компании увеличили доходы на 7 млрд тенге.

c652ed00eb319a7f6b82a250d56.png

2630506aa5b9bb71d83f5729b84.png

Доходы компаний связи в основном формируются за счет продажи профильных услуг, хотя доля доходов от непрофильной деятельности также растет. По итогам января-марта 2016 года доходы от финансирования и прочих источников увеличились на 15 млрд тенге, в то время как выручка от продаж выросла на 18 млрд тенге.

В прошлом году доходы от непрофильной деятельности сократились на 10 млрд тенге по сравнению с первым кварталом 2014 года, однако продажа профильных услуг принесла отрасли на 18 млрд тенге больше.

За последние четыре года доходная часть бюджетов компаний в основном пополняется за счет основной деятельности, а кратковременный рост доли непрофильных доходов наблюдался в 2012 году, когда телекоммуникационные компании вложили 192 млрд тенге в прочие доходы.

354881a527ff2be1ed6cd8ca45f.png

Крупные и средние предприятия оказались менее подготовленными к ухудшению экономических условий, что привело к снижению доходов от основной деятельности на 4 млрд тенге. Малые предприятия, наоборот, увеличили выручку от продаж на 22 млрд тенге по сравнению с итогами января-марта 2015 года.

Рост доходов крупных телекоммуникационных компаний в первом квартале 2016 года был обеспечен увеличением финансовых и прочих доходов на 11 млрд тенге по сравнению с предыдущим годом. Доходы от непрофильной деятельности в малом секторе за тот же период выросли всего на 4 млрд тенге.

2c3e7f5e0d3a3e49f8c046620ca.png

Несмотря на то, что способность генерировать доход от основной деятельности у малых предприятий выше, чем у крупных, их расходы оказались менее устойчивыми к девальвации.

Расходы крупных и средних компаний увеличились на 14 млрд тенге по сравнению с январем-мартом 2015 года. У малых предприятий рост расходов составил 27 млрд тенге за тот же период.

Тем не менее, и малые, и крупные участники рынка завершили квартал с прибылью. Рентабельность продаж крупных компаний за январь-март 2016 года составила 16%, что немного ниже показателя первого квартала 2015 года в 19%. Прибыльность продаж малых предприятий сократилась вдвое, с 14% до 7%.

1a4f2c331718802a9619e085e9c.png

Нестабильность в процессе генерации доходов связана с изменением структуры телекоммуникационного рынка. Основные источники доходов меняются — за последние пять лет наблюдается ускорение роста объема интернет-услуг, в то время как традиционные услуги связи становятся менее востребованными (междугородная и международная связь, сотовая связь).

Источник