Традиционная система образования часто оказывается наименее восприимчивой к инновациям и технологическим новшествам. При этом индивидуальные способности учеников остаются в стороне, ведь современная образовательная модель, сформированная еще во времена промышленной революции, напоминает фабричную систему: уроки, домашние задания, их проверка и снова уроки. Если ученик отстает, это часто объясняется недостатком усидчивости или вниманием со стороны родителей. Однако современные технологии могут стать серьезной поддержкой в обучении. Жанат Рахмани выбрал этот путь, создавая образовательный гаджет «по цене одного барашка». О развитии этой идеи и о необходимости тестирования учителей на ЕНТ рассказал Жанат Рахмани, основатель и генеральный директор Ustudy.kz.
Неудачный экзамен
Я начинал свою карьеру в продажах. После окончания экономического факультета планировал пойти по стопам отца, который работал на государственной службе. Я также работал на госслужбе около полутора лет, а затем перешел в сингапурскую компанию, занимающуюся продажей кофе. Моя роль заключалась в слиянии и поглощении мелких компаний на рынке СНГ. За шесть лет работы я понял, как строить бизнес. Вдохновил меня глава компании, который был прост в общении и всегда говорил, что к любому делу нужно подходить с любовью и страстью. В 2009 году я решил покинуть компанию, чтобы заняться чем-то полезным, а не просто зарабатывать деньги.
В том же году мой младший брат не прошел ЕНТ и не поступил в университет. Это стало для нас стимулом двигаться в новом направлении. В тот вечер у нас с партнерами состоялось совещание, где мы обсуждали, как сделать образование доступнее, внедрив современные технологии. Мы решили разработать обучающую программу, но сначала нам нужно было разобраться, что именно необходимо. Вчетвером – стоматолог, два программиста и два экономиста – мы пытались понять, как сделать образование доступным. На зеркале фломастером мы записывали наши идеи.
Устройство по цене барашка
Мы решили создать программное обеспечение, которое поможет школьникам быстро готовиться. Но где его установить? В то время гаджеты и смартфоны не были так распространены, и мы хотели, чтобы даже семьи из сел могли позволить себе такой гаджет, ведь 51% учеников – выходцы из сел. Мы установили лимит в стоимость одного барашка, ориентируясь на сельскую местность. Если я живу в селе и развожу скот, то могу отдать одного барашка за образование ребенка, так ведь?
Сначала мы закупили партию устройств у китайского производителя, но они не подошли для нашего рынка. Один из партнеров отправился на выставку электроники в Шанхай. Мы собрали тысячу долларов и отправили его в Китай. На выставке нашли производителей, чьи заводы находились в Гуандонской провинции, центре китайской электроники. После переговоров завод изготовил два гаджета под нашим брендом и программным обеспечением, каждый по $100. Мы получили реальный прототип.
Поиск инвесторов
У нас были устройства, но что дальше? Мы разработали финансовую модель для реализации идеи. Нам нужен был начальный капитал в $300 тысяч для производства 3 тысяч гаджетов. Один гаджет обходился в 18 тысяч тенге, что равно стоимости барашка в ауле. Мы искали партнеров для инвестиций, так как недооценили объем вложений.
Мы приняли правильное решение: один из нас должен управлять бизнесом. Путем голосования выбрали меня. Я вел переговоры с венчурными компаниями и инвесторами. В итоге мы обратились в Centras Capital. Нам отказали все, кроме них. Банки не хотели вкладываться в стартапы, оставались только венчурные фонды.
Получив средства, мы наняли программиста и «контентщика», купили видеокамеру за 350 тысяч тенге и начали снимать видеоролики. Обязанности разделили между собой. Первый, кто согласился с нами работать, был учитель физики, с которым мы познакомились на форуме. За две недели записали 356 образовательных роликов на казахском языке. Так и начали. Постепенно наладили связи с преподавателями и специалистами, отсняли около 2 тысяч роликов по девяти школьным предметам на казахском языке.
Персонализированное образование
За пять лет в образовании не произошло кардинальных изменений, так как эта сфера очень инертна. Изменения коснулись техники: появились интерактивные доски, но проблема качественного контента осталась. Для революции нужно что-то уникальное. В нашей системе слышны отголоски советской системы, где всё нужно было знать наизусть, в отличие от более персонализированного западного подхода.
Наша система должна стать персонализированной. Переход на 12-летнее образование больше похож на американскую систему. Последние три года обучения направлены на подготовку к университету, а до 9 класса изучаются обязательные предметы. Технологии развиваются, и пожилым учителям сложно осваивать смартфоны. Вопрос: насколько можно использовать их знания? Новые технологии – барьер для них. В онлайн-среде быстро растет образовательный контент. Возможно, учителя станут не нужны, ведь всё можно будет найти в интернете.
Точка безубыточности
Наша цель – пробудить в детях интерес к чтению, поиску информации. Только так можно улучшить качество образования. Мы создали стартап, который казался хорошей идеей, но в нём были недочеты. Как говорил китайский профессор, нужно всё время искать, модифицировать модель для лучшей работы.
В будущем мы можем вернуться к идее с гаджетами, но сейчас концентрируемся на онлайн-контенте. Мы получили $10 млн инвестиций от казахстанского бизнесмена, который хочет изменить систему образования. В 2014 году вышли на точку безубыточности, начали проводить пробные тестирования по ЕНТ и другим экзаменам онлайн, строить новую инфраструктуру. Открыто 7 образовательных центров, седьмой – в Усть-Каменогорске, в партнерстве с Национальным центром тестирования. Запущен первый в Казахстане Региональный центр компьютерного тестирования.
Несмотря на государственную поддержку, инвестиции поступают от частного лица. Мы провели 115 тысяч тестирований в разных регионах, предоставив каждому индивидуальный тест, обработали и предоставили статистику по районам и предметам. Мы предложили проводить административные срезы каждую четверть, чтобы выявить проблемные предметы и школы. Если у всех 65 учеников низкий балл по предмету, проблема в учителе. Возможно, им не хватает опыта. Мы предлагаем преподавателям курсы повышения квалификации и тесты для выявления слабых сторон. Планируем внедрять западные технологии, упрощающие обучение и делая качество образования прозрачным.

