Наверняка вы слышали о единорогах – мифических существах, которые часто встречаются в легендах и сказках Средневековья. В августе 2015 года эти существа неожиданно обрели новое значение. Венчурный предприниматель Эйлин Ли в своем эссе назвала «единорогами» стартапы, которые достигли капитализации более $1 млрд за пять лет. Этот термин быстро стал популярным среди инвесторов в Кремниевой долине, и сегодня насчитывается более 229 таких компаний с общей стоимостью $1,3 трлн. Например, WhatsApp понадобилось около двух лет, чтобы достичь этой отметки, Uber – чуть более двух лет, а Tesla – более четырех лет. Для сравнения, компании из списка Fortune 500 требуется около 20 лет, чтобы достичь капитализации в $1 млрд. Появление множества «единорогов» на рынке подтверждает мифы о волшебных существах.
Эра единорогов
Согласно отчету Spoke Intelligence и VB Profiles, в прошлом году к числу «единорогов» добавилась 81 компания, включая одного «десятирога» (decacorn) – стартап с рыночной стоимостью более $10 млрд. Кажется, капитализация в $1 млрд уже не удивляет. В тройку лидеров входят Uber, Xiaomi и Airbnb. Первые два постоянно стремятся обогнать друг друга. В прошлом году Xiaomi называли «королем единорогов», но в этом году Uber вышел в лидеры.
Количество новых «единорогов» растет почти в геометрической прогрессии. За десятилетие (с 2003 по 2013 год) появилось всего 39 новых «единорогов», а сегодня их насчитывается 229. По словам технического директора Kepler Analytics Тома Якобса, рынок переживает бум стартапов, когда на нем появляются компании типа Delivery Hero или Instacart. «Не удивлюсь, если следующим крупнейшим стартапом станет Uber для печенья», – заметил он в своей колонке для TechCrunch.
Исчезающий вид
После термина unicorn появился другой – unicorpse, что в переводе означает «умирающий единорог». Некоторые считают, что такие стартапы могут стать мифом. Венчурный инвестор Марк Андрессен заявил, что «стартапы с высокой скоростью сжигания капитала будут исчезать». Билл Гурли отметил, что «отсутствие страха» приведет к появлению «мертвых единорогов». Со временем становится ясно, что технологические стартапы переоценены, и пузырь в этом секторе может лопнуть.
Palantir, работающий с bigdata, может стать следующим претендентом на вылет. У компании проблемы с поиском клиентов, и сделки с Coca-Cola, American Express и NASDAQ сорвались. Все больше компаний теряют свою ценность: «единороги» девальвируются. Из-за переоценки активов такие компании не всегда успешны, а венчурные инвесторы – не всегда звезды бизнеса.
Смерть «единорога» можно себе представить: проекты останавливаются, сотрудники покидают рабочие места. В отличие от кризиса 2008 года, сейчас у сотрудников нет страховки от дефолта в случае краха «единорога». Однако выбор следующего «единорога» может быть более перспективным, чем инвестиции в компании с консервативной моделью бизнеса.
Если бы у вас была возможность стать венчурным инвестором, куда бы вы вложили средства – в Microsoft или в «единорогов» типа Airbnb или Snapchat?

