Казахстанский рынок такси открыт для новых участников, но только если они соблюдают законы и правила нашей страны. Такое мнение в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz выразил председатель Ассоциации таксомоторного бизнеса и акционер «Эко-Taxi» Максим Сарсенов. Разговор состоялся на фоне недавнего выхода на отечественный рынок международной платформы Uber. Обсуждались не столько конкурентные условия, сколько необходимость создания качественной и законопослушной среды, что в конечном итоге поможет бороться с нелегальными извозчиками, подрывающими доверие к услугам такси.
- Максим, как вы оцениваете появление Uber на рынке, и как отреагировали другие игроки?
- Реакция была положительной. Казахстанцы были готовы к этому, и для них это не стало неожиданностью. Такие сервисы, как Uber и inDriver в России, давно известны. Пользователи отзываются положительно, в первую очередь из-за доступных цен. Uber – это крупная мировая сеть, и мы приветствуем её появление в Казахстане. Насколько мне известно, велись длительные переговоры, представители Uber встречались с руководителями ряда правительственных организаций, и мы видим результат. Мы поддерживаем внедрение новых технологий, так как это способствует развитию таксомоторной отрасли. Однако важно соблюдать действующее законодательство. Если оно не соблюдается, значит его нужно менять, и в этом процессе Ассоциация казахстанского таксомоторного бизнеса должна принимать участие. Мы не против нововведений, но нас нужно учитывать и понимать, что происходит на рынке. В Ассоциации в Астане работают 17 компаний, в Алматы около 20, и в них трудятся около 7 тысяч человек. Это серьёзные масштабы.
- Что вы имеете в виду под «соблюдением закона»?
- Это то, о чем неоднократно говорил министр по инвестициям и развитию Асет Исекешев. Каждый водитель должен проходить предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр, технический осмотр автомобиля. Существует определённый регламент для предоставления услуг такси. Если компании, выходящие на казахстанский рынок, соблюдают законы, они могут работать. В противном случае необходимо искать диалог и принимать решения. Безопасность пассажиров должна оставаться главным условием. Если мы отказываемся от этого, то правила должны перестать действовать и для водителей автобусов, машин скорой помощи и другой спецтехники. Это комплексный вопрос, и его нельзя решать только в интересах определённых фирм.
- То есть вы и ваша Ассоциация готовы закрыть глаза на многое, если участники рынка заботятся о безопасности клиентов?
- В нашем деле безопасность клиентов – это главное. Вспомните недавний случай в Южном Казахстане, когда таксист убил девушку отверткой. Это ужасно, и семья погибшей переживает большое горе. Здесь нужно говорить об ужесточении законов. Но мы видим реальность, когда можно зарегистрироваться в диспетчерской службе такси без медицинского осмотра и предоставления необходимых документов, таких как справка о несудимости. Это не первое и, к сожалению, не последнее преступление. Мы должны предпринять конкретные шаги, чтобы такие случаи не повторялись.
- Есть идеи, как решить эту проблему?
- Необходимо регулировать и упорядочить деятельность такси. Об этом говорил и глава государства. Поднять руку и поймать такси – это вчерашний день. В Минске, Москве уже проведена большая работа в этом направлении. Есть успешный опыт Нью-Йорка, Европы и других стран. Рабочие модели, когда права предпринимателей и граждан защищены, а отношения регулируются законодательством, отработаны десятилетиями.
- Есть ли алгоритм, как очистить рынок от нелегальных извозчиков?
- Нужно тщательнее выявлять тех, кто не соблюдает правила. Закон чётко прописывает все пункты. Понять, выполняет ли диспетчерская служба необходимые предписания, несложно. Практика, когда для работы в такси достаточно зарегистрироваться в интернете и отправить фото, опасна. Нелегальные извозчики представляют большую опасность. Преступник может легко воспользоваться ситуацией. Люди сами садятся в непроверенное транспортное средство, не зная, кто за рулём. Это не укладывается у меня в голове. Когда я вижу, как молодая девушка ловит такси ночью, это вызывает у меня беспокойство.
- Часто это жители регионов?
- Да, и это второй негативный момент. В близлежащих городах и поселках не хватает работников на предприятиях. Люди не хотят работать за 60 тысяч тенге, предпочитая приезжать в Алматы таксовать. Они не развивают своё производство. Многие живут в машинах по 30 дней, потом уезжают домой на 5 дней и возвращаются. Нужно дать понять людям, что законы нужно соблюдать, не ущемляя их прав. Регламентация рынка изменит ситуацию.
- Какой вы видите идеальную картину рынка такси в Казахстане?
- Мы – молодое, процветающее государство с большими целями и планами. Нас ждут Универсиада и ЭКСПО – 2017. Мы обратимся к международному опыту и сделаем всё, чтобы учесть интересы граждан. Лицензия и доверие должны быть ценными. В мировых СМИ редко появляются новости о нападениях лицензированных таксистов. Во многих странах лицензия стоит больших денег, и из-за ограбления можно потерять больше. Было бы хорошо, если бы казахстанские таксисты это понимали и делали выводы.
- Максим, успехов вам и спасибо за интересную беседу!

