Вход

Если хочешь, чтобы самолет не ломался, не покупай его

07 июня 2016 15:46

Руководитель Skybus Сергей Егоров объяснил, почему компания окружена тайнами

Казахстанская авиакомпания SkyBus с 1 июня начала выполнять чартерные рейсы между Грузией и Казахстаном. Информация об этом появилась на сайте агентства «Грузия-Спутник». В сообщении указано, что в летний сезон SkyBus будет осуществлять прямые рейсы в Батуми из восьми казахстанских регионов. Однако до этого момента о пятом авиаперевозчике в стране знали немногие. Корреспонденты Kapital.kz побеседовали с директором Skybus Сергеем Егоровым, чтобы узнать, когда компания появилась на рынке, почему она сосредоточилась на регионах и откуда возникло столько секретов вокруг нее.

О создании компании

SkyBus — это полностью казахстанская компания, зарегистрированная в 2008 году как чартерный перевозчик. До конца 2012 года она выполняла рейсы, после чего временно прекратила деятельность. В 2015 году было принято решение о возобновлении работы, и компания прошла полную ресертификацию, получив новые международные лицензии. С начала 2016 года SkyBus снова работает на казахстанском рынке. В начальном этапе в компанию было вложено около 6 млн долларов на модернизацию, обучение персонала и административные расходы. Мы долго готовились к запуску второй компании, уделяя внимание корпоративному сегменту, который всегда будет востребован. В прошлом году мы провели несколько пробных рейсов через нашу другую авиакомпанию - Aviasta.kz, специализирующуюся на корпоративных перевозках. Также мы приобрели акции SkyBus.

Малое знание о нас на рынке объясняется тем, что мы сначала сосредоточились на технической подготовке и реализации, оставив маркетинг на потом. Я считаю, что реклама компании нужна, когда она производит продукт. Лучше информировать людей о Грузии, чтобы клиенты задумывались о поездке в Аджарию и приходили к нам. Сейчас, вместо того чтобы обвешивать город баннерами, лучше обслужить 100 довольных клиентов, которые обеспечат нам рекламу лучше, чем 250 баннеров.

О новом направлении

В прошлом году мы решили попробовать направление в Грузию и отметили, что туристический потенциал этой страны очень велик. Это не замена Турции или Египта, это совершенно иной отдых, другая страна с уникальными традициями, культурой и Черным морем. В Грузии, например, находится один из самых новых и недорогих отелей сети Hilton. За ночь в шикарном двухместном номере можно заплатить около 120-150 долларов. В Батуми много мест с доступными ценами на жилье, около 70 долларов за хороший номер.

О выходе на регионы

К сожалению, регионы часто остаются без внимания. Пассажиры вынуждены лететь через Астану или Алматы, забывая о потенциале регионов. Крупным компаниям сложно, так как их самолеты вмещают много пассажиров. Для регионов подходят самолеты до 100 кресел. В Казахстане проживает около 17 млн человек, из них в регионах — 13 млн.

Многие туроператоры, зная о популярности рейсов в Батуми, заранее бронируют места для клиентов. Например, самолеты из Актау, Астаны, Караганды, Актобе и Атырау уже выкуплены туроператорами. Из Астаны и Караганды до конца августа почти нет билетов, поэтому мы рассматриваем дополнительные рейсы.

Мы запустили рейсы из восьми городов Казахстана: Астана, Караганда, Шымкент, Костанай, Кызылорда, Актобе, Атырау и Актау. Средняя продолжительность полета из Астаны — 3-3,5 часа. Западным регионам повезло больше — 1,2 часа. Средняя цена билета из западных регионов, включая питание и сборы, составляет 150-200 долларов. Из центральной части Казахстана — Караганды и Астаны — от 300 до 370 долларов в обе стороны.

609ef256b282d0421152f26b4c2.jpg

Об экипаже

В компании сейчас 6-7 экипажей: 6 командиров, 6 вторых пилотов и 10-12 бортпроводников. Также у нас 7 инженеров. Мы привлекаем иностранные технические организации для помощи в работе. Все пилоты обучаются в компании Lufthansa, так как там есть подходящие тренажеры. Бортпроводников обучаем в Прибалтике, иногда приглашаем инструкторов для сокращения расходов. Как и другие авиаперевозчики, мы испытываем нехватку персонала и нанимаем иностранных специалистов из Европы и СНГ. На рынке около 60-70% иностранных пилотов.

Самолеты были в лизинге, но мы их выкупили, что позволяет более гибко организовывать рейсы и избегать валютной разницы. В этом году мы планируем расширение парка для увеличения дальности полетов и охвата новых регионов. У нас четкая политика в отношении заполняемости: лучше летать три раза с полностью заполненными самолетами на 150 мест, чем один раз с 50 пассажирами и убытками. За сезон мы планируем перевезти около 7 тысяч пассажиров. Это немного, но мы планируем увеличить оборот.

О непредвиденных расходах

В авиации много непредвиденных расходов, таких как внезапные поломки. Самолет ломается, потому что используется. Сложные работы по ремонту проводим в Европе. Некоторые работы выполняем сами, но сложные поломки предпочитаем отдавать за границу. Первоначально ремонт выполняли в Канаде, но затраты на перелет были сопоставимы с затратами на ремонт, поэтому стали искать возможности ближе к Казахстану.

Технический центр в России нас не устроил, и менеджер качества не разрешил выполнять работы там из-за отсутствия аккредитации. Пассажир не видит техническое состояние самолета, но все должно работать.

О корпоративном сегменте

Наш второй перевозчик Aviasta.kz в прошлом году заработал около 4,5 млн долларов. В этом году оборот может вырасти до 10-15 млн долларов. На начальном этапе мы больше инвестируем, чем зарабатываем. У нас много клиентов из корпоративного сегмента и спорта. Футбольные клубы часто летают в Европу. Большой самолет для них дорого, поэтому они обращаются к корпоративным перевозчикам. 70% расходов составляет топливо. В среднем оно стоит 800-900 долларов за тонну, и на рейс необходимо 10 тонн на три часа полета.

О лоукостерах

Лоукостеры работают на регулярных рейсах и в основном занимаются перевозками внутри страны. В СНГ для них нет условий для развития, так как требуется поддержка государства. Лоукостерам нужны специальные терминалы и зоны обслуживания для минимизации расходов. Рынок пока не готов к лоукостерам из-за отсутствия культуры предварительных покупок билетов. Возможно, со временем ситуация изменится, но сейчас в Казахстане достаточно регулярных внутренних перевозок. Мы не конкурируем, так как каждый занимается своим делом. Наша задача — занять нишу региональной чартерной авиакомпании, позволяющей регионам совершать полеты без пересадок.

Источник