Вход

В мажилисе вступились за добросовестных контрагентов лжепредприятий

11 мая 2016 15:50

Налоги, пени и штрафы для таких контрагентов стали системной проблемой

В Казахстане налогоплательщики сталкиваются с риском внезапно оказаться в числе нарушителей и неплательщиков налогов, попадая под санкции за сделки с компаниями, признанными впоследствии лжепредприятиями. Эти сделки считаются фиктивными на основании судебного приговора в отношении лиц, чьи компании признаны лжепредприятиями. Контрагенты таких компаний часто не участвуют в судебных разбирательствах и не осведомлены о решении суда, поэтому не могут его оспорить, даже если они добросовестно выполнили свои обязательства. Об этом заявил депутат Аманжан Жамалов на пленарном заседании мажилиса Парламента, обращаясь к генеральному прокурору, министру национальной экономики и министру финансов РК, передает корреспондент Kapital.kz.

По словам депутата, налоги, уже уплаченные по таким сделкам, вновь начисляются к оплате. Кроме того, на доначисленные налоги начисляются пени и административные штрафы.

В связи с этим 1 января 2015 года в подпункт 2 статьи 115 Налогового кодекса РК были внесены изменения, требующие доказательства фиктивности каждой сделки в суде, чтобы исключить затраты контрагентов по НДС и КПН. Жамалов отметил, что эта поправка значительно снизила применение данной статьи к лжепредприятиям. С 2009 по 2015 год было вынесено 273 судебных акта, а с 2015 года таких решений практически не было.

«Однако налоговые органы нашли способ обойти эти поправки, признавая недействительной регистрацию юридических лиц через суд в соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса. Это позволяет им избегать сложного процесса доказательства недействительности сделок. Лжепредпринимательство не доказывается в уголовном процессе, а регистрация компании аннулируется через одно судебное заседание, после чего все сделки признаются недействительными», - сообщил Жамалов.

Он привел пример из Алматинской области, где в 2012 году регистрация компании была признана недействительной из-за отсутствия юридического лица по месту регистрации, что привело к потерям контрагентов на сумму около 5 млн тенге.

Жамалов отметил, что порядок ликвидации юридического лица установлен статьей 50 Гражданского кодекса, где указано, что ликвидация считается завершенной после внесения данных в национальный реестр бизнес-идентификационных номеров.

«Но на практике ликвидация происходит с момента судебного акта, а не с момента регистрации. У меня есть обращения 65 предпринимателей с жалобами на действия налоговых органов по начислению КПН по сделкам с поставщиками, чья регистрация была признана недействительной. Это стало системной проблемой», - подчеркнул Жамалов.

Депутат считает необходимым строго соблюдать законы, регулирующие признание и ликвидацию лжепредприятий.

«Государственные органы должны следовать принципу, закрепленному в статье 13 Конституции РК, который гарантирует право на судебную защиту. Прошу прокуратуру проверить законность действий органов по применению норм налогового и гражданского законодательства», - заявил депутат.

Источник