29 марта президент Astana Group Нурлан Смагулов провел встречу с журналистами, чтобы обсудить текущие проекты компании и ответить на актуальные вопросы. В ходе разговора он также поделился своим видением ситуации на рынке, возможностями договоренностей с арендаторами и перспективами на будущее.
О строительстве MEGA Silk Way. Работы по возведению крупнейшего торгово-развлекательного центра в Казахстане стартовали в сентябре 2014 года, и на сегодняшний день выполнено 65% запланированного объема. Общая сумма инвестиций превышает 71 миллиард тенге, из которых 72% составляют заемные средства, а 28% — собственные средства компании. Кредитные 36 миллиардов тенге получены под 3% годовых, а еще 15 миллиардов — под 18%. Оба кредита предоставлены через АО «Байтерек девелопмент». Собственные инвестиции компании в проект составляют 20 миллиардов тенге. По условиям договора здание ТРЦ будет находиться в залоге у АО «Байтерек девелопмент» до полного погашения кредитов. Техническое открытие намечено на 25 ноября, а официальное — на 15 декабря текущего года.
«Государство предложило нам реализовать этот проект, и мы согласились. Наша цель была не просто создать коммерческий объект, но и построить своеобразные ворота на ЭКСПО. Ожидается, что в 2017 году выставку посетят 5 миллионов человек. Мы должны были создать имиджевый проект», – отметил Нурлан Смагулов.
Он также сообщил, что в апреле будут подписаны соглашения с мировыми брендами, которые еще не представлены в Казахстане.
«Они приходят, потому что видят в Казахстане потенциал даже в условиях кризиса. Многие считают, что ретейл находится в упадке, но кризис — это время, когда крупные мировые ретейлинговые системы приходят на рынок Казахстана. Так было и в прошлый кризис, и в этот», – подчеркнул Нурлан Смагулов.
Однако из-за колебаний на валютном рынке срок окупаемости проекта увеличился с 10 до 20 лет. Нурлан Смагулов также ответил на вопросы о государственном кредитовании под 3% и получении второго кредита под 18%.
«Многих интересует этот вопрос. Государство предложило нам строительство, и мы запросили кредит. Нам выделили кредит под 3% годовых. В этом нет ничего необычного, так как мы вернем эти деньги с процентами. Это было в докризисное время, когда государство могло выделять средства. В кризисное время государство снова помогло, но уже под другие проценты, и это нормально», – объяснил он.
Глава Astana Group заверил, что масштабный проект будет завершен в срок.
«Мы обещали главе государства, правительству, холдингу «Байтерек», подписали договор, и мы обязаны достроить до конца года. На кону моя репутация, и я понимаю всю ответственность — остаются считанные месяцы», – заявил он.
Он также рассказал о ситуации с арендаторами уже работающих ТРЦ.
«Мы не хотим, чтобы арендаторы покидали торговый центр MEGA. Мы садимся за стол переговоров и находим компромиссы. Если кто-то считает, что девелоперы виноваты в текущей ситуации, это не так. Эта ситуация — макроэкономическая. Девелоперы страдают больше, чем ретейлеры, потому что мы на себя взяли львиную часть девальвации», – отметил он и добавил, что компания планирует уменьшить ранее предоставленные арендаторам скидки.
Он не исключил переход в ближайшие пару лет на «процент с оборота».
Следующий проект — модернизация гостиницы «Алматы». Нурлан Смагулов признался, что, если бы не кризис, здание было бы снесено. Компания приобрела гостиницу на открытом аукционе в 2006 году.
«Когда мы купили это здание, мы планировали его снести. Мы подписали договор с Парк Хаятт и хотели строить. Но потом начался кризис, и мы ничего не стали сносить. Сейчас мы видим в этом здании изюминку нашего города и хотим сделать его красивым. В следующем году гостинице исполнится 50 лет, и в этом году мы решили провести модернизацию. Мы хотим сделать его европейской жемчужиной Алматы. Сейчас в Алматы много чего сносят, и нам это обидно. Это здание станет протестным архитектурным ансамблем против всего, что сносится», – рассказал Нурлан Смагулов.
Он также поделился планами по созданию спортивно-молодежного парка перед MEGA Park, который займет место текущей парковки. Площадь парка составит 15 тысяч кв. метров, или 330 парковочных мест.
«Мы приняли решение убрать парковку. Это непростое решение, так как мы убрали более 300 парковочных мест. Но мы построили подземный паркинг, а также приобрели соседние участки для создания дополнительных парковочных мест», – сообщил Нурлан Смагулов.
По его словам, проект — некоммерческий. «Большинство объектов бесплатные: детские горки, crossfit, workout, скейтодром, беговая дорожка. Некоторые объекты будут платными, например, веревочный лагерь, который организует Максут Жумаев, или скалодром, так как нужны инструкторы и обслуживание. Футбольное поле — одна компания решила проинвестировать, но они будут брать небольшую плату», – пояснил бизнесмен.
Но он отметил, что коммерческая составляющая все же есть: «Не то чтобы эта площадка будет зарабатывать, мы вкладываем почти 1 миллион долларов, партнеры — около 200 тысяч долларов. Коммерческий смысл в том, что люди будут воспринимать торговый центр более лояльно и дружелюбно». Открытие площадки запланировано на июнь этого года.
Говоря о перспективах на ближайшие годы, Нурлан Смагулов отметил, что строительство новых торгово-развлекательных центров не планируется.
«Время идет, мы меняемся. Мы продали компанию по зерновой индустрии, которую строили 20 лет. Она работала во всех крупных областных центрах. Мы продали ее и решили сосредоточиться на городских проектах. Управлять таким бизнесом стало тяжело», – рассказал он о трансформации компании.
«MEGA Шымкент» был продан для финансирования строительства MEGA Silk Way. Нурлан Смагулов не исключил, что могут быть проданы ТРЦ и в других городах. Строительство новых пока не планируется.
«Не видим в ближайшее время необходимости в строительстве новых торговых центров, так как это приведет к конкуренции между нашими же объектами. В Астане у нас два центра, в Алматы — три. Если будем строить еще, начнем конкурировать сами с собой, как это уже случалось», – сказал он.
Бизнесмена больше интересуют стартап-проекты, каршеринг, солнечная энергетика.
«Автоцентры могут сильно измениться в ближайшие пять лет. Люди могут перестать покупать автомобили, так как придет каршеринг. Каршеринг — это когда люди арендуют автомобили на короткий срок. Мир меняется, и это будет мир прагматизма. Люди будут тратить деньги на туризм, здоровье, образование», – считает бизнесмен.
Сейчас компания будет сосредоточена на новых проектах — на предугадывании будущих потребностей людей.
«Не будет больших торговых залов, будут виртуальные магазины и демонстрационные залы. Люди будут заказывать все с телефонов, и товары будут доставляться домой. То же касается автомобилей», – говорит глава Astana Group.

