Зачем приобретать собственный автомобиль, если его использование ограничивается несколькими разами в неделю? Ведь кроме бензина, личный транспорт требует оформления страховки, уплаты налога и регулярного техосмотра. На Западе эту проблему решили с помощью аренды автомобилей. Краткосрочная аренда авто (каршеринг) без водителя с поминутной или почасовой тарификацией стала настолько популярной, что количество пользователей уже превысило 2,3 млн человек. Каршеринг превращает личный транспорт в продукт массового потребления.
В конце 1940-х годов жилищный кооператив в швейцарском Цюрихе приобрел несколько автомобилей для своих членов, что стало началом истории каршеринга. В 1970-е годы предпринимались попытки организовать коммерческую аренду автомобилей, но из-за отсутствия технических возможностей проект не был реализован. В 2000 году американская компания Zipcar создала парк автомобилей для аренды. Сегодня это вторая по величине каршеринговая компания в мире.
Сначала автоконцерны опасались общественной аренды автомобилей, считая, что это остановит развитие отрасли. Теперь же они активно развивают свои каршеринговые сервисы. Например, BMW представила DriveNow, Volkswagen – Quicar, а General Motors запустила приложение Maven, позволяющее бронировать авто через смартфон. В Казахстане каршеринг тоже начинает развиваться, хотя пока компаний немного, но перспективы есть.
Преимущества для пользователей
Существует две модели каршеринга: business to customer, где компания сдает в аренду свой автопарк, и peer to peer, когда компания арендует частные автомобили для последующей сдачи в аренду. По прогнозам Frost & Sullivan, к 2020 году число пользователей каршеринга достигнет 26 млн, а оборот отрасли вырастет с $1 млрд в 2012 году до $6,2 млрд. США являются лидером в этой сфере с более чем 1,5 млн пользователей. Каршеринг вписывается в концепцию совместного потребления, которую журнал Time назвал одной из идей, способных изменить мир.
Каршеринг обходится дешевле такси в 2-4 раза благодаря поминутной или почасовой тарификации. Директор компании ТОО «Арба Каршэринг Клаб» Асылбек Есенов отмечает, что в структуре затрат на личный автомобиль много расходов, таких как амортизация, ремонт и страхование. Каршеринг позволяет оплачивать только время использования автомобиля, что экономит средства и время.
Стоимость аренды каршерингового автомобиля зависит от условий. Рентабельность связана с загруженностью дорог, а цена поездки рассчитывается по формуле «время+пробег». Стоимость включает топливо и страховку. Например, аренда Hyundai Accent может стоить 500 тенге в час днем и 200 тенге ночью. Все заботы по эксплуатации автомобиля берет на себя владелец.
Глава Caspian Rent-a-car Николай Бочаров считает, что рентабельность каршеринга невысока из-за затрат на страховку, амортизацию и персонал. Если цена будет слишком высокой, арендаторы уйдут к конкурентам.
Предпочтения пользователей
В Казахстане каршеринг только развивается. Компании предлагают аренду машин от эконом до представительского класса. Однако из-за экономической ситуации люди не спешат арендовать автомобили. По мнению Бочарова, жители Алматы предпочитают иметь собственные машины, пусть и в кредит. Основной спрос идет от гостей города.
Экологичность каршеринга
Каршеринг снижает нагрузку на экологию. Один каршеринговый автомобиль заменяет до 15 частных, что уменьшает выбросы CO2 и освобождает парковочные места. На Западе каршеринг поддерживается муниципалитетами, предоставляющими бесплатные парковки и разрешение на использование полос для общественного транспорта. В Казахстане рассматривают возможность внедрения электрокаров, но пока нет необходимой инфраструктуры.
Автомобили используются 2-3 часа в день, остальное время простаивают. Каршеринг может разгрузить дороги и улучшить городское пространство, предоставляя возможность использовать транспорт как персональный общественный транспорт.

