Представители казахстанского рынка такси выразили различные мнения относительно предложения главы Комитета госдоходов Даулета Ергожина о внедрении в Казахстан мобильных приложений Uber и Яндекс.Такси. Напомним, акимату Астаны было предложено рассмотреть возможность привлечения данных приложений для повышения прозрачности работы столичных такси через безналичную оплату, которую они обеспечивают. В интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz председатель Ассоциации таксомоторного бизнеса и акционер «Эко-Taxi» Максим Сарсенов высказал свои взгляды на данное предложение.
«Это, безусловно, интересная идея. Однако полный переход на безналичную оплату такси не практикуется ни в одной стране. Да, привлечение инвесторов для запуска такого сервиса — это хороший шаг. Но стоит учитывать различные ситуации. Например, если клиент прилетает в нашу страну и хочет оплатить картой, то не все платежные системы поддерживаются везде. Например, Банк России внедряет свою электронную карту, и мы не уверены, поддерживает ли ее Uber или Яндекс.Такси. Таким образом, законодательно закреплять исключительно безналичную оплату проезда — это нигде не применяется. На данный момент безналичная оплата уже занимает значительную долю рынка, вопрос лишь в ее размере — 40%, 50% или 60%. Инициативы, озвученные господином Ергожиным, я считаю правильными, так как они помогут вывести рынок из тени. Это, конечно, ударит по нелегальным извозчикам, но для крупных компаний это не новость, так как они уже работают с безналичной оплатой. В нашей компании «Эко-Taxi» 50% оплат проходят по безналу, через расчетный счет с полным налогообложением», — отметил Максим Сарсенов.
Другой аспект — это риск утраты независимости, который может возникнуть при полном переходе на мобильные приложения Uber и Яндекс.Такси. У нас уже есть негативный опыт. Например, в России, когда Яндекс.Такси начали работать, они устанавливали свои условия. Они могли сказать таксопаркам: «Вы будете в приоритете, но должны использовать бренд «Яндекс.Такси», а не свой собственный, например, «Эко Taxi». Это может привести к тому, что иностранный капитал будет полностью контролировать наш рынок такси, и часть средств будет уходить за границу. Мы предпочитаем работать с «Оңай», так как это наша система, наши инвесторы и программа. Возможно, стоит интегрировать «Оңай» с услугами такси, чтобы клиенты могли выбирать», — размышляет Максим Сарсенов.
Глава Комитета госдоходов Даулет Ергожин также сослался на опыт России на расширенном совещании. По его словам, в 2013 году через Яндекс.Такси в России было сделано заказов на 1,8 миллиарда рублей. В системе работают 12 тысяч машин из 200 таксопарков страны.

