Национальная палата предпринимателей «Атамекен» активно занимается ревизией законодательства для устранения пробелов и устаревших норм, препятствующих развитию бизнеса. О ключевых направлениях этой работы мы поговорили с заместителем председателя правления НПП Рустамом Журсуновым.
- Рустам Манарбекович, расскажите о значении нового Предпринимательского кодекса. Почему он был необходим, учитывая существование Гражданского кодекса и других законов, регулирующих бизнес? Как он соответствует современным условиям развития бизнеса в Казахстане?
- Предпринимательский кодекс уникален и не имеет аналогов в мире. Он служит основой для взаимоотношений между государством и бизнесом. Этот документ создаёт прозрачные условия для взаимодействия предпринимателей с государственными органами, выступающими в различных ролях — от регулятора до партнёра.
Кодекс содержит важные нововведения, такие как презумпция добросовестности предпринимателей, что помогает снять стереотипы о бизнесменах как о потенциальных нарушителях. Это уравнивает бизнес в правах с государством, признавая его важную роль в экономике страны.
Впервые в истории Казахстана установлена ответственность должностных лиц за неправомерные решения, которые приводят к значительным убыткам для предпринимателей.
Кодекс также вводит институт бизнес-омбудсмена, назначаемого Президентом, который имеет полномочия защищать права предпринимателей и содействовать разрешению споров без суда.
Документ ограничивает участие государства в предпринимательской деятельности и закрепляет принцип невмешательства в бизнес. Также пересмотрены нормы, касающиеся государственно-частного партнёрства и социальной ответственности бизнеса.
Новый подход к государственной поддержке бизнеса теперь распространяется и на средний бизнес, с пересмотром мер поддержки и регулирования естественных монополий.
В целом, кодекс устраняет противоречия в законодательстве и объединяет 18 законов, что делает его практичным инструментом для бизнеса.
- Какую работу по снижению административных барьеров проводит НПП «Атамекен»? Какие успехи достигнуты за 2015 год?
- За последние два года НПП «Атамекен» провела масштабную работу. Приняты три ключевых закона для улучшения условий предпринимательства. Внесены изменения в 11 кодексов и 94 закона, что сократило непроизводственные затраты и сроки получения разрешений, а также снизило коррупционные риски.
Отменены плановые проверки, внедрена новая система управления рисками, сокращено количество оснований для проверок, что уменьшило нагрузку на бизнес. Усилена роль НПП в экспертизе нормативно-правовых актов и внедрён анализ регуляторного воздействия (АРВ) для оценки последствий решений госорганов.
- Почему важен анализ регуляторного воздействия?
- АРВ позволяет выбирать альтернативные подходы к регулированию, что повышает эффективность распределения бюджетных средств и даёт ясное представление о последствиях решений. Это особенно важно в условиях изменения фискальной политики.
АРВ помогает избежать негативных последствий поспешных решений, как это было с повышением арендных ставок для предпринимателей, что вызвало социальное напряжение.
НПП активно участвует в процессе АРВ, от общественного обсуждения до принятия решений на Межведомственной комиссии.
- Что делается для ограничения участия государства в бизнесе?
- Закон по вопросам ограничения участия государства в бизнесе (Yellow Pages) создаёт условия для сокращения доли государства в экономике. Антимонопольные органы смогут анализировать рынки для выявления нецелесообразного присутствия государства. Закон предусматривает приватизацию и ликвидацию государственных предприятий.
Законопроект о сокращении разрешительных документов находится в Сенате. Он направлен на снижение административного давления на бизнес путём отмены дублирующих разрешений и упрощения процедур.
Эти инициативы помогут Казахстану войти в топ-30 стран рейтинга «Doing Business».
- Что мешает развитию бизнеса?
- Нестабильность законодательства. Частые изменения и отсутствие последовательной политики затрудняют долгосрочное планирование и снижают инвестиционную привлекательность страны.
Национальная палата работает над стабилизацией законодательства, включая договорённость о внесении изменений в налоговое законодательство не чаще одного раза в год.
Необходима системная работа над законодательством, опирающаяся на чёткие концепции национальных политик. Это требует большой аналитической работы и чёткого целеполагания.
С переходом к всеобщему декларированию отношения между бизнесом и властью изменятся. Налогоплательщики будут требовать открытости от госорганов, а роль общественного контроля и Национальной палаты предпринимателей возрастёт.
Мы уверены, что реформы, предпринятые Правительством, принесут свои плоды, и законодательство будет отвечать нуждам бизнеса.

