Вход

Бюджет Алматы ежегодно может недосчитываться около 1,5 млрд тенге

28 января 2016 09:00

Участники рекламного рынка обсуждают новые правила игры

Бюджет Алматы может ежегодно терять около 1,5 млрд тенге из-за решения городского маслихата, который 30 ноября 2015 года внес изменения в «Правила благоустройства территории города Алматы», принятые в декабре 2007 года. Новые форматы рекламных конструкций, утвержденные документом, значительно меньше тех, которые активно используются в городе. С 1 апреля 2016 года все билборды размером 6х3 метра должны быть демонтированы, а конструкции приведены к размеру 2,14х3,14 метра. Это потребует от рекламных компаний затрат около 6 млрд тенге. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Возможные задержки

«Согласно нашим данным, билборды, которые предлагается использовать, производятся в России и Китае. Есть аналоги и в Казахстане, но они не столь функциональны. Мы должны быть уверены, что наши инвестиции окупятся. Неприятно, что все изменения обсуждались без участия рынка», - заявила Ольга Петрунина, начальник отдела наружной рекламы First Buying Agency холдинга DAS Marketing.

Участники рынка отметили, что стоимость одного нового билборда составляет от 4 млн тенге. «У нас нет таких средств. Взять кредит сложно, так как банки требуют бизнес-план, а мы не можем прогнозировать доходы. К 1 апреля физически невозможно заменить все билборды даже при наличии денег. Заказ в Китае может занять три месяца из-за таможенных процедур. К тому же в феврале - китайский Новый год, в марте - Наурыз в Казахстане, что усложнит поставки. Средства на покупку конструкций будут выведены из страны», - сообщила Жанна Тойганбаева из Prior Print.

На встрече с журналистами в Астане аким Алматы Бауыржан Байбек заявил, что в городе около 2 тыс. билбордов. «Это прибыльный бизнес, так как один билборд приносит от 150 тыс. до 500 тыс. тенге в месяц. Однако это теневой рынок», - отметил аким.

Байбек напомнил, что бюджет города должен получать 20% от рекламных доходов, но это не всегда происходит. «Компании часто показывают отсутствие прибыли, и мы недополучаем налоги. Жители также жалуются», - добавил он.

По словам рекламщиков, минимальная аренда билборда начинается от 20 тыс. тенге, но зависит от местоположения. «В районе Шанырак за 20 тыс. тенге сложно найти клиента, так как он ориентируется на аудиторию», - сказала Жанна Тойганбаева.

Недополученные средства

Жанна Тойганбаева уверена, что рынок не может быть в тени. «У нас есть договоры и согласования с госорганами. Невозможно размещать билборды, которые были бы невидимы для всех. Мы платим налоги, делаем отчисления. В Алматы плата за наружную рекламу составляет 40 МРП, в других регионах - в два раза ниже. Плата зависит от категории улиц», - сказала она.

По оценкам рекламных компаний, бюджет Алматы может терять около 1,5 млрд тенге в год из-за уменьшения площади билбордов. Если популярные конструкции 6х3 метра будут заменены на 2,14х3,14 метра, сумма в бюджет уменьшится почти вдвое.

К тому же нестабильная экономическая ситуация уже заставляет компании сокращать рекламные бюджеты. Новый формат 2,14х3,14 метра «не будет работать», считают рекламщики.

«Кризис заставляет клиентов уходить, они не хотят размещаться на маленьких форматах. Особенно это касается luxury-брендов, которые могут перейти на телевидение или радио. После известия о новой инициативе властей часть клиентов расторгла договоры», - сказала Ольга Петрунина.

Она также отметила, что новые билборды, вероятно, будут динамическими, что может отпугнуть крупных рекламодателей. Компании планировали бюджеты на основе более крупных конструкций. «Клиенты нервничают», - добавили в First Buying Agency.

Участники рынка не исключают сокращение сегмента рекламы в 2016 году. «Летом 2015 года объем рынка упал на 30%, позже - еще на треть», - отметили они.

Снижение оборотов компаний может привести к сокращению штата сотрудников. «Каждый рекламщик может сократить коллектив на 50%, что оставит семьи без дохода», - считает Жанна Тойганбаева.

Бауыржан Байбек сравнил рекламу в Алматы с Астаной. «В Астане современные билборды, которые динамично меняются, подсвечены, проводка под землей. В Алматы большие, черные, зияющие конструкции, часто пустующие из-за кризиса», - отметил он.

Рекламные компании готовы инвестировать в конструкции, но не уверены в стабильности. «Есть билборды, требующие реконструкции, и мы готовы к диалогу с властями, не меняя формат на меньший», - сказала Ольга Петрунина.

Бауыржан Байбек привел в пример Москву, где «за год убрали все билборды и навели порядок». В Астане также приняли решение о приведении билбордов к современным стандартам. 500 из 2 тыс. билбордов уже заменены, что привлекает туристов.

Москва: пример для подражания?

Однако, по словам рекламщиков, в Москве все еще используются билборды 3x6 метров. «По данным РТС, в Москве предлагается 13,6 тыс. таких билбордов. У Астаны особый статус, там изменили формат на 3x4», - уточнила Ольга Петрунина.

Рекламные компании направили письма в Генпрокуратуру РК с просьбой отменить решение маслихата. Письмо было отправлено в декабре от имени президента «Рекламной ассоциации «Бірлік» г-жи Жумабековой.

В письме указано, что согласно Закону РК «О рекламе» местным органам запрещено принимать акты по регулированию наружной рекламы. Также маслихаты не имеют полномочий разрабатывать нормы для рекламных конструкций.

В письме приводится решение маслихата от 22 декабря 2008 года об утверждении ставок за размещение рекламы. Чем больше площадь билборда, тем выше ставки. Замена крупных конструкций на меньшие приведет к недополучению доходов в бюджет.

«Если за 11 месяцев 2015 года в бюджет поступило более 2,8 млрд тенге, то после исполнения акта поступит 1,4 млрд тенге. Потери составят 1,4 млрд тенге. Сокращение доходов компаний приведет к сокращению штата и снижению налогов, что отразится на бюджете», - говорится в письме представителей рекламных компаний.

Источник