Вход

В Казахстане ввели утилизационный сбор

27 января 2016 19:53
Правительство Казахстана утвердило новые правила реализации расширенных обязательств производителей и импортеров (РОП), направленные на улучшение экологической ситуации и развитие переработки отходов. Эти нормы вводят утилизационный сбор для ряда категорий товаров, начиная с транспортных средств и их компонентов. На первом этапе действия новых правил под расширенные обязательства подпадают автотранспортные средства, шины, покрышки, различные резинотехнические изделия, электрические аккумуляторы (включая сепараторы), а также моторные масла и тормозные жидкости, антифризы. Об этом стало известно из сообщения пресс-службы ТОО «Оператор РОП», ответственного за реализацию данной инициативы. Согласно утвержденным нормам, утилизационный сбор обязаны уплачивать импортеры транспортных средств, отечественные автопроизводители, а также граждане, приобретающие автомобили за пределами Казахстана. Размер сбора рассчитывается исходя из базовой ставки в 50 месячных расчетных показателей (МРП), умноженной на коэффициент, который зависит от типа транспортного средства. На текущий момент 1 МРП составляет 2121 тенге. Платеж является однократным и осуществляется при первичной постановке автомобиля на учет в Республике Казахстан, привязываясь к его заводскому идентификационному номеру (VIN-код). Исключение составляют транспортные средства, ввезенные до января текущего года и уже зарегистрированные на территории страны. Необходимость введения данных обязательств обусловлена рядом критических факторов. Прежде всего, это значительный износ автомобильного парка страны: статистика показывает, что из 4,7 миллиона зарегистрированных в Казахстане транспортных средств около 66% имеют возраст более десяти лет. Кроме того, серьезной проблемой является негативное воздействие отходов на окружающую среду и здоровье населения. Выброшенные пластиковые детали, отработанные аккумуляторы и шины представляют серьезную угрозу. ТОО «Оператор РОП» приводит тревожные данные: всего один литр отработанного моторного масла, попавшего в почву, может загрязнить от 100 до 1000 тонн грунтовых вод. В целом, из 100 миллионов тонн твердых бытовых отходов (ТБО), образующихся ежегодно, на переработку направляется лишь около 3%. В связи с этим, первоочередными задачами являются достижение максимальных показателей переработки ТБО и активное использование вторичного сырья как на внутреннем, так и на внешних рынках. Разработчики проекта планируют, что значительная часть автомобильных компонентов будет перерабатываться на уже существующих мощностях в различных регионах Казахстана, включая Астану, Талдыкорган, Павлодар, а также Карагандинскую и Кызылординскую области. Для формирования эффективной системы утилизации транспортных средств и переработки ТБО предполагается активное использование передового международного опыта таких стран, как США, Германия и Швейцария, которые достигли значительных успехов в этой сфере.
Источник