Недавно принятый Закон «О государственно-частном партнерстве» (ГЧП) выделяется среди антикризисных законодательных актов, одобренных парламентом в конце прошлого года. Его уникальность заключается, во-первых, в значительном снижении государственного патернализма, что отходит от традиционной ориентации на государственную поддержку в кризисных ситуациях. Новая структура ГЧП предусматривает равное распределение рисков и долей участия между государством и частным бизнесом. Во-вторых, хотя методы государственно-частного партнерства давно и успешно применяются на Западе, их суть и механизм пока не всем понятны на местном уровне. В связи с этим, во всех областных акиматах активно проводятся разъяснительные семинары, ориентированные в первую очередь на бизнес, чтобы помочь ему адаптироваться и эффективно действовать в новой экономической реальности, где потенциал ГЧП призван играть ключевую роль.
В ходе своего ежегодного послания Глава государства с долей иронии отметил, что в стране до сих пор наблюдается путаница между фундаментальным процессом взаимодействия бизнеса и государства на основе ГЧП и политическим акронимом ГКЧП.
«Для снижения бюджетных расходов необходимо более активно использовать механизмы ГЧП. При этом программу государственно-частного партнерства следует тщательно разъяснять, поскольку у нас ее часто путают с ГКЧП. На самом деле, государство предоставляет бизнесмену землю, подводит коммуникации – электричество, горячую и холодную воду, создавая условия как свой процент участия, а частный партнер строит объект. Таким образом, к примеру, были возведены детские сады, школы и больницы», – подчеркнул Президент.
По словам Нурсултана Назарбаева, в Алматинской области практика ГЧП активно внедряется акимом Амандыком Баталовым. Президент акцентировал внимание на том, что новая форма взаимодействия власти и бизнеса требует от акиматов высокой ответственности и усердия. «Это предполагает активную работу акимов, а не их «бездействие» и ожидание государственных подачек. Хождение по кабинетам и просьбы о финансировании – не лучший стиль работы. Необходимо широко применять принципы ГЧП на практике: привлекать в свои регионы земляков, которые достигли успеха и ныне неизвестно где находятся, а также других бизнесменов, создавая взаимовыгодные условия как для них, так и для государства», – отметил Глава государства.
Кроме того, драйвером государственно-частного партнерства может стать Северо-Казахстанская область. Выступая недавно в Астане, глава СКО Ерик Султанов сообщил, что за прошлый год в регионе было создано 1148 новых дошкольных мест, и все они были открыты в рамках государственно-частного партнерства. Также в области планируется запуск трех новых детских садов по концессионной модели, которая является одним из ключевых инструментов ГЧП.
АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» выступает основным провайдером этой стратегии в республике. В текущие месяцы центр, совместно с Министерством национальной экономики (МНЭ), проводит серию разъяснительных семинаров с участием чиновников различного уровня из столицы и регионов. Уже состоялись встречи с представителями бизнеса в Алматинской, Жамбылской и Южно-Казахстанской областях.
Первая встреча прошла в Астане, где первый вице-министр национальной экономики РК Марат Кусаинов представил несколько принципиальных нововведений в рамках государственно-частного партнерства. Во-первых, все проекты стоимостью до 7 млрд 900 млн тенге теперь классифицируются как малые проекты. Кусаинов отметил, что хотя в масштабах страны они могут казаться небольшими, для регионов это значительные и дорогостоящие инициативы. МНЭ предоставляет значительную самостоятельность и упрощенные процедуры для их реализации.
Во-вторых, ключевым аспектом становится частная финансовая инициатива.
«Необходимо привлекать частный бизнес в сельскую местность. Там рынок часто монополизирован. Стоит один объект – дом культуры или детский сад. Зачем строить два или три новых детских сада, если у частника есть готовое трехэтажное здание? Его можно использовать на основе частной финансовой инициативы для открытия нового детского сада. Это открывает широкие возможности как для региональных акиматов, так и для бизнеса», – констатировал первый вице-министр МНЭ, описывая еще одну перспективу в рамках ГЧП.
Параллельно Азамат Ойнаров, председатель правления АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства», рассказал о еще одной новелле, введенной в законодательство о ГЧП: специальном юридическом термине «акционерное соглашение». Если ранее создание акционерного общества предполагало решение всех вопросов уставом, то теперь на завершающей стадии утверждения проекта, благодаря «акционерному соглашению», будут четко определены все структурированные риски, включая потенциальное рейдерство или валютные риски. Все эти аспекты будут детально прописаны в акционерном соглашении.
«Согласно закону, акционерное соглашение теперь имеет приоритет над уставом и подробно регулирует все процедуры. Они охватывают вхождение в проект, начало финансирования, порядок выхода, а также обязательства. Например, что именно должен построить частный партнер – вплоть до стандартов материалов, каким образом запустить и эксплуатировать проект, сколько человек должно быть принято на работу и т. д. Аналогично, бизнесмен может зафиксировать свои интересы в акционерном соглашении. Например, на встречах с предпринимателями нам задавали вопрос: можно ли в этом соглашении прописать, чтобы чиновники не лоббировали своих родственников (зятьев, сестер, братьев) в акционерном обществе, созданном в рамках ГЧП. Мы однозначно ответили: да, можно! Таким образом, бизнесмен фиксирует все свои риски и опасения в этом документе. В первую очередь бизнес опасается избыточного количества нерабочего персонала в проектах и излишних проверок со стороны госорганов. Именно поэтому мы и предусмотрели институт акционерного соглашения», – подробно объяснил Азамат Ойнаров механизм доверия между бизнесом и властью на базе ГЧП.
Более того, недавно в Казахстане состоялся первый интерактивный онлайн-семинар, посвященный разъяснению нового законодательства о государственно-частном партнерстве. В ходе мероприятия было объявлено, что «аутсорсинг» или сервисный контракт также будет служить инструментом ГЧП. Было уточнено, что, несмотря на недавнее принятие Закона «О ГЧП», одна из его ключевых форм – концессия – получила законодательный статус гораздо раньше. Так, в 2006 году был заключен концессионный договор на строительство линии электропередачи «Северный Казахстан – Актюбинская область», ставший одним из успешных проектов ГЧП. Еще одним концессионным проектом стало строительство железной дороги Шар – Усть-Каменогорск.

